Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

24 апреля Арбитражный суд Иркутской области полностью удовлетворил требование ОАО «РЖД» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ ФАУГИ) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на Кругобайкальскую железную дорогу.

Напомним, право собственности ОАО «РЖД» на Кругобайкальскую железную дорогу было зарегистрировано более 9 лет назад. Однако, в прошлом году такое же право зарегистрировала Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Таким образом, на один и тот же объект было зарегистрировано право двух собственников – ОАО «РЖД» и Российской Федерации. Единственным основанием для такого решения явилось отнесение объекта «Кругобайкальская железная дорога» к объектам культурного наследия федерального значения.

В нынешнем деле суд принял доводы ОАО «РЖД» о том, что регистрация права собственности ОАО «РЖД» на спорный объект проведена законно и независимо от категории историко-культурного значения объект может находиться в частной собственности.

В суде было доказано, что при создании ОАО «РЖД» передача на баланс акционерного общества имущества федерального железнодорожного транспорта, в состав которого вошли и объекты Кругобайкальской железной дороги, проведена в соответствии с законом. Суду были представлены неопровержимые доказательства непрерывного владения, распоряжения и несения расходов ОАО «РЖД» по спорному имуществу.

СПРАВКА: Кругобайкальская желелезная дорога (КБЖД) — название, использовавшееся во время постройки и первых годов эксплуатации по отношению к участку Забайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Мысовая протяжённостью 260 километров (ныне этот участок входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги), в настоящий момент под Кругобайкальской железной дорогой обычно подразумевается являющийся с 1956 года тупиковым участок от станции Слюдянка II (ответвление от современного хода Транссибирской железнодорожной магистрали) до станции Байкал. До 1949 года по всей Кругобайкальской железной дороге проходил основной ход Транссибирской магистрали, часть которого (от станции Иркутск-сортировочный до станции Слюдянка II) была переведена на вновь построенный дублирующий участок железной дороги от Иркутска, проходящий до южной оконечности озера Байкал через Большой Луг. Участок от станции Слюдянка II до станции Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящий момент. Проходящий вдоль южной оконечности озера Байкал по южной части Олхинского плато от города Слюдянка до посёлка Байкал участок является уникальным памятником инженерного искусства.

После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка линия от Иркутска до Слюдянки через посёлок Байкал потеряла былое значение. Участок от станции Иркутск-Сортировочный до посёлка Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС в процессе заполнения Иркутского водохранилища — линия от посёлка Байкал до Слюдянки стала тупиковой.

Отсчёт километров на Кругобайкальской железной дороге ведётся от станции Иркутск-Сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал находится на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка II — на 161 км. Административно Кругобайкальская железная дорога никогда не существовала: она была частью Забайкальской железной дороги, в настоящий момент — часть Восточно-Сибирской железной дороги (Улан-Удэнский регион). Существовало Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги.