Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

… Необычайно рано потеплело нынешней весной - жара наступает на Забайкалье уже с первых дней мая. Столбики термометров, поднимаясь все выше по своей шкале Цельсия, словно напоминают туристам о начале летнего сезона отпусков, а жителям Бурятии о любимом плане властей республики – создании особой туристической зоны «Байкальская гавань». Именно она, по замыслу ее инициаторов, должна озолотить местные бюджеты и местное население. Об этом столь много говорится, что в последние годы жители республики стали чем-то похожи на пиратов Карибского моря, чей парусник разбился о прибрежные рифы, а у спасшейся на одном из островов команды осталась одна надежда.

Надежда на то, что в лазурные воды островной гавани зайдет большой испанский галеон, чьи трюмы забиты золотом и серебром, награбленным у индейцев. И, пока его команда занята пополнением запасов пресной воды, флибустьерам удастся захватить судно, разом решив все свои проблемы. Время от времени они даже видят этот галеон, и старый попугай капитана пиратов истошно вопит из клетки: «Пиастры! Пиастры!». Но каждый раз оказывается, что корабль, набитый сокровищами, не более чем мираж, возникший на морской глади от жары…

Пиастры! Пиастры!

Вы скажете, что это слишком сильное сравнение? Может быть. Однако вот незадача. Буквально недавно случилась сенсация, которую особо никто не заметил. В конце апреля глава Бурятии Вячеслав Наговицын выступил с ежегодным посланием Народному Хуралу и жителям республики. Туристско-рекреационному комплексу в послании по сложившейся традиции посвящен отдельный раздел. В нем излагалось две главные новости отрасли.

Одна плохая: «В 2013 году будут завершены объекты инфраструктуры в Турке, а в 2014 году там же должны появиться первые отели». Плохая она в силу того, что глава республики в очередной – в 3-й или 4-й - раз перенес срок строительства первых отелей еще на один год. Ну не готова инфраструктура (линии электропередач, дороги, канализация и прочая и прочая), хотя числа перерезанных красных ленточек на этих объектах уже не счесть. Как говорится, бывает. Строители, известное дело, не всегда поспевают за планами властей, а ленточки резать надо для удовольствия высоких гостей. Это мы понимаем, тем более что вторая новость хорошая: «Количество туристских прибытий из всех регионов России и более чем из 60 стран в 2012 году составило 740 тыс. Объем платных услуг достиг 1 млрд 700 млн рублей».

Иными словами, невзирая на отсутствие отелей (сойдут и палатки?), туристы со всей планеты уже валом валят на Байкал, соря в Бурятии валютой всех мастей. (К слову, именно «пиастрами» и называлась самая первая мировая валюта). Жителям республики нужно только научиться грамотно отбирать денежные знаки у гостей не силой оружия, а лаской, добротой и красивыми приманками. Об этом и говорится далее в послании. Кто хочет, может легко найти его в Интернете. Правда, в нем же можно найти и фактическое опровержение послания главы Бурятии народу. «RATA-news», ежедневная электронная газета авторитетного Российского союза туриндустрии, через несколько дней после выступления Вячеслава Наговицына опубликовала прямую полемику с ним, огорошив своих читателей заголовком: «Туроператоры не видят особого спроса на Бурятию». «По итогам 2012 года Бурятия приняла 740 тыс. гостей из регионов России и из более 60 зарубежных стран». Такие цифры приведены в послании главы республики Вячеслава Наговицына. «Операторы, предлагающие туры в Бурятию, не могут похвастаться даже половиной от указанного турпотока», - прямо заявляется в статье. Причем в ней делаются ссылки на экспертов рынка.

«Руководитель байкальского направления компании «Астравел» Дина Терентьева рассказала, что столица Бурятии Улан-Удэ и бурятский берег Байкала входят в состав некоторых программ, однако спрос на такие поездки среди туристов крайне низкий. «Подавляющее большинство наших клиентов предпочитают смотреть Байкал со стороны Иркутска, который расположен к озеру ближе, нежели Улан-Удэ. Спроса на Бурятию, как на отдельное направление, практически нет», – пояснила г-жа Терентьева. А по мнению менеджера московского офиса компании «Байкалов» Елены Лантюгиной, железным аргументом при выборе маршрута для путешествия по-прежнему остается транспортная доступность и цена турпакета. Бурятия явно проигрывает по этим показателям. В среднем недельная поездка туда обойдется примерно в 80 тыс. рублей на человека, и это без учета стоимости перевозки. «В прошлом году мы отправили в Бурятию несколько групп. Однако потом приняли решение отказаться от коллективных заездов. Сейчас работа идет только с индивидуальными заявками по Бурятии», – сообщила эксперт.

Примечательно, что не только московские представители турбизнеса говорят о «вялости» спроса на Бурятию. Похожую картинку рисует и генеральный директор иркутской компании «RussiaDiscovery-Байкал» Елена Сапожникова: «В качестве самостоятельного направления Бурятии на рынке не так много, в основном она идет в составе комбинированных туров».

Автор статьи, разумеется, подслащает «горькую пилюлю» комплиментами: «Игроки рынка единодушны в том, что Бурятия имеет все шансы побороться за массового отдыхающего», «В регионе есть что посмотреть. И это не только Байкал. Туристы, в первую очередь, едут в Бурятию для знакомства со знаменитыми буддийскими храмами – дацанами». В турфирме «Астравел» полагают, что «Бурятии просто не достает грамотной «раскрутки». Ну и так далее.

Вот только слаще от этого пилюля не становится. Скорее, наоборот…

Кознь козни рознь

… Возникает желание разобраться. Первое, что приходит на ум, – все это козни западных конкурентов. А проще говоря, иркутян. С созданием своей турзоны «Ворота Байкала» они отстают, поэтому теперь занимаются злопыхательством. Основания так думать есть. Ведь на самом деле с иркутской стороны Байкала отдыхать негде. Там одни скалы. Все лучшие пляжи - в Бурятии. Да и «любовь-ненависть» двух регионов хорошо известна.
Однако не будем торопиться. Проверим версии калькулятором. Объем платных услуг, оказанных туристам в Бурятии, разделим на число прибытий. 1,7 млрд делим на 740 тыс. Итог ошеломляет: 2 297 рублей! Получается, что один турист, побывавший в республике, оставил здесь менее $100.

Простите, но какие услуги он мог получить на эти деньги? Переночевать одну ночь на не очень роскошной турбазе на Байкале и, позавтракав, отправиться в Улан-Удэ, чтобы вылететь назад домой! Вот и все. Как хотите, но поверить в это трудно. Ведь получается, что гость Бурятии затратил только на авиабилеты по маршруту Москва - Улан-Удэ - Москва около $1 тыс., чтобы глянуть на Байкал «одним глазком». Кто в это поверит?

И сразу возникает другой вопрос – каким образом появляется на свет статистика, которую главе Бурятии его подчиненные подают для послания народу? Из курса школьной арифметики ясно, что ошибка либо в числителе, либо в знаменателе. И, если мы поверим в 1,7 млрд рублей услуг, которые подсчитываются все-таки финансистами, то, значит, что-то неладное творится с числом туристов. В самом деле, кто и как их считает?

Знающие люди утверждают, что самом деле их считают несколько раз. Свои данные дают турбазы и дома отдыха на Байкале, свои данные – гостиницы в Улан-Удэ, свой подсчет ведет аэропорт Улан-Удэ, отдельные данные у Тункинского района, где в зачет идет каждая машина, пересекшая границу национального парка. Плюс к этому о достижениях «конгрессного туризма» рапортует едва ли не каждое министерство и ведомство республики, которые в последние годы обязаны придумывать и проводить разного рода «байкальские форумы». После все суммируется. Вот и возникает тот самый «мультипликативный эффект», о котором так любят поговорить в Министерстве экономики Бурятии, да еще в республиканском отделении партии «Единая Россия».

У нее «Байкальская гавань» - любимый предвыборный фантик для электората. А для одного из ее лидеров, депутата Госдумы Михаила Слипенчука, это и любимый бизнес-проект учрежденной им компании «Метрополь». Вот и получается, судя по всему, что вся эта статистика не от реальности, а от «широкой души». Сколько туристов было на самом деле – вопрос второстепенный. Вопрос главный – «правильно» их посчитать, надув предвыборный фантик до невероятных размеров. Чтобы оценить справедливость таких предположений, достаточно посмотреть на реальные цены номеров байкальских турбаз и реальные тарифы на байкальские туры ведущих туроператоров. Глядя на них, поневоле приходишь к выводу, что успехи туристической отрасли Бурятии придется делить на 2 или сразу на 3 раза.

Известная английская шутка гласит: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Кто и зачем подставляет главу Бурятии со статистикой? Поиск ответа на этот вопрос не входит ни в нашу компетенцию, ни в нашу задачу. Очевидно одно – конкуренты с другого берега Байкала в этом явно не виноваты. Козни строит кто-то другой.

…Мы же можем лишь с грустью подвести итог. Жителям бурятского побережья Байкала, как некогда пиратам Карибского моря, остается по-прежнему только надеяться на то, что когда-нибудь и к нему причалит иностранный галеон, трюмы которого забиты золотом. Кажется, что за отсутствием в Сибири попугаев скоро даже байкальские чайки, кружащие над «Байкальской гаванью», научатся истошно вопить: «Пиастры!». И людям, собравшимся на берегу, после этих криков на миг даже причудятся очертания больших туристических парусников. Но, увы, в нашу гавань пока заходят только миражи. А почему они возникают, от жары ли на улице или от жары предвыборной, – решайте сами.