Как украли гражданскую авиацию Бурятии

В СМИ периодически обсуждаются проблемы авиации Бурятии, включая события 1998 года, происходившие вокруг ОАО «Бурятские авиалинии» (бывшее Улан-Удэнское объединенное авиапредприятие). Многим известно, что авиация Бурятии более 10-ти лет назад попало в руки уроженца г. Улан-Удэ Алексея Попова, который тогда предстал как «крупный инвестор», а ныне известен как мошенник и аферист.
Общество |

Хроника одного мошенничества (часть I)

В СМИ периодически обсуждаются проблемы авиации Бурятии, включая события 1998 года, происходившие вокруг ОАО «Бурятские авиалинии» (бывшее Улан-Удэнское объединенное авиапредприятие). Многим известно, что авиация Бурятии более 10-ти лет назад попало в руки уроженца г. Улан-Удэ Алексея Попова, который тогда предстал как «крупный инвестор», а ныне известен как мошенник и аферист.

Существуют разные мнения, подчас диаметрально противоположные, о роли в этом процессе бывшего руководителя ОАО «Бурятские авиалинии» Абашеева А.П., арбитражного управляющего Бадиева А.А., бывшего президента Бурятии Потапова Л.В. и членов возглавляемого им правительства. Многих интересует вопрос, почему в свое время никто не пресек преступную деятельность Попова и его «подручных»? Куда смотрели органы государственной власти Бурятии и правоохранительные органы?

Попытаемся разобраться, как происходил увод бурятской авиации в реальной действительности, опираясь на достоверные сведения, факты и конкретные документальные доказательства.

Итак, ОАО «Бурятские авиалинии» было зарегистрировано 30 мая 1994 года постановлением главы администрации г. Улан-Удэ с уставным капиталом в размере 47 654 000 руб. (95 308 штук именных обыкновенных акций номинальной стоимостью 500 руб. каждая). Госпакетом акций ОАО БА в количестве 9 531 штуки акций, или 10% уставного капитала, владело правительство РБ. Госпакет этот распоряжением президента РБ Потапова Л.В. от 28.04.1997 г. был передан «для более полного удовлетворения населения республики в авиаперевозках, стабилизации и улучшения финансового состояния ОАО «Бурятские авиалинии» в доверительное управление коммерческому банку «Союзавиакосмос». Это доверительное управление закончилось возбуждением процедуры банкротства авиапредприятия.

В сентябре 1998 года госпакет РБ составлял уже 28 031 акция ОАО БА (29,41% уставного капитала). Правительство Бурятии владело контрольным пакетом, позволявшим принимать определяющие решения по всем вопросам его деятельности. Это важный момент в деятельности ОАО БА, которое в 1997–98 годах вдруг задолжало ОАО «Внуковские авиалинии» 1 878 728, 68 руб. «за пользование чужими денежными средствами».

Далее «внучка» начала банкротить «Бурятские авиалинии». Арбитражный суд РБ принял 4 июня 1998 года соответствующее заявление. На ОАО БА была введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен представитель ОАО «Внуковские авиалинии» Кашицын Ю.П. Однако он вскоре был отстранен от этой должности, на которую по предложению Минфина РБ была назначена Цыренбазарова М.Ц. Кредиторка перед «Внуковкой» была полностью погашена. Но появились другие кредиторы, которым ОАО БА оказалось должно 27 519 056 руб.

Тогда авиарейсы на Москву и обратно выполнялись самолетами ОАО «Бурятские авиалинии» и ОАО «Внуковские авиалинии». Компании были конкурентами, поэтому закономерно, что «Внуковские авиалинии» (ныне авиакомпания «Сибирь») была заинтересована в банкротстве ОАО «Бурятские авиалинии».

В сентябре 1998 года по ходатайству первого собрания кредиторов от 11.09.1998 г. в отношении должника – ОАО «Бурятские авиалинии» – введено внешнее управление сроком на 12 месяцев. Гендиректор ОАО БА Абашеев А.П. был отстранен от должности, были прекращены полномочия общего собрания акционеров и совета директоров. Внешним управляющим был назначен Бадиев А.А., а с 17 декабря 1998 года его заместителем Хантаев С. Н.

Как появилось ООО «МЕДИА ГРУПП»?

А 14 сентября 1999 года решением правительственного совещания, проводимого под председательством президента РБ Потапова Л.В., гендиректор ООО «МЕДИА ГРУПП» Попов А.М. был наделен полномочиями на проведение переговоров и подписание соответствующих соглашений с кредиторами по реструктуризации задолженности. В качестве одной из мер финансового оздоровления предприятия рассматривалась продажа имущественного комплекса ОАО «Бурятские авиалинии». Как говорится, тогда и был запущен козел в огород. Здесь важно то, что инициатива привлечения Попова А.М. и наделения его определенными полномочиями принадлежала правительству Бурятии и его главе Потапову Л.В.

В сентябре 1999 года внешнее управление ОАО БА было продлено ещё на год. А в конце 1999 года эксперты Попова (ООО «Научно-методический центр «Аэропрогресс») оценили рыночную стоимость бурятского авиапредприятия в 32,7 млн рублей. 21 января 2000 года был создан новый комитет кредиторов, председателем которого стал Попов А.М. Было решено продать бизнес ОАО БА на условиях конкурса с сохранением профиля деятельности предприятия. Условия – сохранение не менее 70% рабочих мест, реализация инвестиционной программы – не менее 50 млн руб., сумма продажи – не менее 32,7 млн. руб.

Уже 24 января 2000 года президент РБ Потапов Л.В. обратился в Арбитражный суд РБ с ходатайством: продажу бизнеса ОАО «Бурятские авиалинии» произвести путем проведения конкурса. И вот 20 апреля 2000 года победителем конкурса стало ООО «МЕДИА ГРУПП», руководитель которого Попов А.М. стал распоряжаться судьбой авиапредприятия.

Тогда участники ООО «МЕДИА ГРУПП» Абашеева Е.А., Башинов М.Р., бывший руководитель ОАО БА Абашеев А.П., внешний управляющий Бадиев А.А. буквально заставили Попова привлечь правительство Бурятии (собственник 29,41%) к участию в учреждение дочерних обществ. 10 октября 2000 года ООО «МЕДИА ГРУПП» учредило ООО «Байкалавиасоюз», в уставный капитал которого Попов А.М. внес имущество ОАО «Бурятские авиалинии». 29 ноября 2000 года он уведомил президента РБ Потапова Л.В. об этом и предложил организовать два ОАО – ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» с уставным капиталом 400 млн. руб. и ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» с уставным капиталом 300 млн. руб. Участие правительства РБ – не менее 10–20% уставного капитала.

Распоряжение президента РБ № 1136 от 29.12.2000 г. закрепило участие республики в создании ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» с уставным капиталом 400 млн. руб. и ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» с уставным капиталом 300 млн. руб., с долей Республики Бурятия в размере 10% в каждом обществе. Однако спустя каких-то три месяца Потапов Л.В отменил это распоряжение. И до сих пор непонятно, почему он отказался от сохранения Республикой Бурятия статуса акционера и осуществления дальнейшего госконтроля в управлении делами новых обществ, создаваемых на базе имущества ОАО «Бурятские авиалинии».

А 7 апреля 2001 года на совещании у президента РБ было одобрено предложение ООО «МЕДИА ГРУПП» (Попов А.М.) и ОАО «Челябинское авиапредприятие» (Яшин С.В.) о совместном создании авиакомпании «ЭНКОР». В эту компанию, открывшую филиал в Улан-Удэ, были внесены в качестве взноса два самолета ТУ-154 М, принадлежащих ОАО БА. Скорей всего, это предприятие было простой ширмой для вывода активов, АК «ЭНКОР» было «успешно обанкрочено», а самолеты проданы. И это была первая ласточка расхищения бурятского авиапредприятия.

В условиях, когда власть республики устранилась от решения проблем бурятской авиации, участники ООО «МЕДИА ГРУПП» Абашеева Е.А., Башинов М.Р. при поддержке администрации г. Улан-Удэ настояли на участии города при создании ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» (уставный капитал 156 млн. руб.). 18 мая 2001 года глава администрации г. Улан-Удэ Айдаев Г.А. и гендиректор ООО «МЕДИА ГРУПП» Попов А.М. подписали соответствующий протокол учредительного собрания. Но затем Попов, вопреки достигнутой договоренности и без объяснения причин, отказался от исполнения этого решения и договорных обязательств перед администрацией г. Улан-Удэ. Так город и не был допущен к учреждению ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ».

Вопрос о мотивах самоустранения сначала правительства РБ, а затем и мэрии от судеб бурятской авиации остается открытым. Ведь администрация г. Улан-Удэ могла через суд понудить ООО «МЕДИА ГРУПП» исполнить договорные обязательства по аэропорту. Таким образом, интересы Бурятии, Улан-Удэ, права и интересы жителей республики, работников авиационной отрасли были напрочь забыты. Определяющими стали частные интересы Попова А.М.

Так ООО «МЕДИА ГРУПП» стало собственником наиболее ликвидного в гражданском обороте имущества: 13 457 именных обыкновенных акций ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» (номинал 1 000 руб. каждая); 36 625 именных обыкновенных акций ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (номинал 1 000 руб.); 146 265 именных обыкновенных акций ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» (номинал 1 000 руб. ), ныне преобразован в ООО «Аэропорт Байкал-Улан-Удэ»; 100% уставного капитала ООО «Байкалавиасервис» стоимостью 11 000 000 руб.

Менее чем через год, по состоянию на 1 октября 2000 года, рыночная стоимость имущества, внесенного Поповым А.М. в качестве вклада в уставный капитал ООО «Байкалавиасоюз», а затем в «дочки», была оценена независимым оценщиком в 207 346 000 рублей, свыше 207 млн. руб.! А позже Попов продал само общество «МЕДИА ГРУПП» со всеми активами в ходе притворной сделке 10 декабря 2004 года кипрский оффшор со всеми активами было продано кипрской компании «Девакия Трейдинг Лимитед» за 8 350 руб.

Кол-во просмотров: 544

Поделиться новостью:


Поделиться: