На отвесных скалах байкальского мыса Хаманкит путешественники обнаружили целую группу древних писаниц, пишет «АиФ». Ранее об этих наскальных рисунках не упоминалось ни в одном научном исследовании. Известный путешественник Сергей Волков рассказывает о необычной находке.

Находка была сделана во время экспедиции «За уходящим льдом-2013» под флагом Иркутского отделения Русского географического общества. Такие путешествия проходят с 2004 года, их главная цель – запечатлеть природу Байкала, когда озеро освобождается от льда. За 11 дней исследователи прошли на яхте от Иркутска до Северобайкальска и вернулись обратно.

Рисунки-близнецы

Древние петроглифы сибиряки обнаружили в скалах восточного побережья северной части озера. На рисунках изображены пляшущие человечки с ромбовидными телами. Они очень напоминают всемирно известные писаницы с пляшущими шаманами на мысе Саган-Заба (западное побережье Байкала). Возраст тех рисунков, по примерным подсчётам, около 4–5 тыс. лет. Ещё 400 лет назад их обнаружили казачьи ватаги, и с семнадцатого века о них пишут многие исследователи и путешественники.

Труднодоступные скалы скрывали писаницы до сегодняшнего дня. Фото Сергея ВОЛКОВА
Мраморный утёс Саган-Заба удалён от места находки новых писаниц почти на триста километров.
Обнаружив наскальные рисунки, я был настолько удивлён, что первым делом позвонил улан-удэнскому профессору Алексею Тиваненко, автору научной монографии «Наскальная пиктографическая письменность Центральной Азии и Сибири», связался со знакомыми иркутскими археологами, пересмотрел все доступные публикации по этой теме… Все подтвердили, что находка науке неизвестна. Возможно, случайные редкие туристы или местные рыбаки видели их раньше. Но учёные прежде не слышали о петроглифах близ Хаманкита, нет их и в туристических путеводителях.

Хоровод и пиктограммы

В группе рисунков отчётливо видны шеренги из четырёх-пяти людей, которые колонной движутся на зрителя. На самом крупном можно разглядеть, что цепочка людей держится за руки. У народов Азии подобное изображение олицетворяет единение родо-племенной общины (яркий пример – круговой бурятский танец ёхор). Однако из-за возраста рисунков и их частичной размытости трудно определить точно, что за процессия изображена на скале. Это может быть как сцена переселения народа, так и похоронная процессия.

Над рисунками изображён знак в виде закруглённого перечёркнутого ромба. Справа от колонны с шеренгами людей видно крупное изображение человека с ромбовидным телом на полусогнутых ногах. Рисунок очень напоминает изображения танцующих шаманов на беломраморной скале Саган-Заба.

На скале мы увидели множество линий и знаков. Они вполне могут оказаться как полустёртой пиктографической письменностью, так и простыми засечками о количестве убитых медведей или нерп. Примечательно, что название мыса Хаманкит дословно переводится как «искусный стрелок на морского зверя». До строительства Иркутской ГЭС уровень Байкала был почти на метр ниже и древние эвенки могли добывать здесь нерпу. Здесь же, по преданиям, молодые охотники проходили посвящение и метали стрелы, а одна из скал считалась олицетворением эвенкийской богини Дианду.

Найденные рисунки теперь могут стать одной из главных исторических достопримечательностей Северного Байкала и им необходимо присвоить статус памятника истории.