Мистерия в истории бурятской скульптуры

Национальный музей Бурятии в очередной раз подтвердил закрепившийся за ним в последние годы статус нового культурного и творческого пространства в нашем городе. На этот раз здесь открылась выставка бурятской скульптуры XX – начала XXI веков с интригующим названием «Мистерия».
Общество |

23 июля Национальный музей Бурятии в очередной раз подтвердил закрепившийся за ним в последние годы статус нового культурного и творческого пространства в нашем городе. На этот раз здесь открылась выставка бурятской скульптуры XX – начала XXI веков с интригующим названием «Мистерия». Уже само название выставки предполагало нечто необычное и таинственное. А присутствие Даши Намдакова, на днях вернувшегося из Нью-Йорка, добавляло мероприятию дополнительную притягательность, одухотворённость и теплоту.

Выставка «Мистерия» – совместный проект «Творческой мастерской» Даши Намдакова, Национального музея РБ и Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева – посвящена памяти заслуженного художника России, действительного члена РАХ Геннадия Васильева. Его Даши Намдаков считает своим учителем. Этот проект вынашивался не один день, его замысел родился два года назад и совпал с уходом из жизни Геннадия Георгиевича Васильева, внёсшего огромный вклад в развитие бурятского искусства.

На предшествовавшей официальному открытию выставки пресс-конференции Даши Намдаков рассказал о своём учителе:

– Мне повезло. Я вырос в деревне, у нас не было художественной школы, а я мечтал стать художником. И вот меня привели в мастерскую к Геннадию Георгиевичу Васильеву. Я этого человека обожал. Это была удивительная личность. Академик, очень уважаемый художник, он был при этом абсолютно скромным человеком. Он меня многому научил. Сегодня, когда мы увидим его работы, они открывают экспозицию, можно будет наглядно проследить преемственность от учителя к ученику, увидеть его след в моем творчестве. Геннадий Георгиевич работал в дереве, в его работах есть какая-то абсолютная чистота, абсолютная цельность. У него был очень своеобразный язык. Я даже немножко удивляюсь, в советский период обычно ценилась академическая школа, а у него было всё настолько своеобразно. Но при этом его ценили и уважали в Москве, особенно в Третьяковской галерее. Устраивались грандиозные выставки с его участием.

Преемственность от Геннадия Васильева к Даши Намдакову прослеживается не только в творчестве, но и в отношении к миру и людям. Единственный из ныне живущих деятелей искусств, чьи работы выставлены в Эрмитаже, Даши скромен, сдержан, не любит говорить о себе. И, наверное, поэтому неслучайно присутствовавшая на открытии выставки вдова Геннадия Георгиевича Татьяна Андриановна Васильева, говоря о ученике своего мужа, не жалела для него тёплых слов:

– Сегодня для меня очень радостный день. Я рада здесь присутствовать. Но не только потому, что эта выставка посвящена памяти моего мужа. Я очень горжусь Даши и считаю, что он превзошел своего учителя, но при этом остался таким же добрым и человечным. Он такой же, каким был и мой муж.

Основная идея выставки – показать преемственность эпох, взаимосвязь учитель – ученик, единство межрегиональных и глобальных процессов посредством скульптуры, одного из «трех главнейших искусств».

По информации Национального музея РБ, в развитии современной скульптуры прослеживаются две традиции. Одна характеризуется сильным влиянием творчества, идущего из глубины веков, великого наследия буддийской культуры в лице знаменитого мастера Оронгойской школы Санжи Цыбикова. Другая связана с приобретением навыков и умений русской реалистической школы скульптуры. Развитие этих двух тенденций проходит во взаимном проникновении и обогащении средствами выражения, которые и формируют феномен «бурятской скульптуры».

На выставке «Мистерия» представлены произведения, разнообразные по стилю: от традиционной бурятской художественной резьбы по дереву (С. Бодиев, Л. Гергесов, Д. Никоров, М. Эрдынеев, Г. Васильев, В. Уризченко, Б. Энкеев, Б. Зодбоев, Ц. Цыжипов) и классики (А. Тимин, Э. Цыденов) до современного видения пластического образа (Д. Намдаков, Г. Зодбоев, З. Дугаров, Б. Сундупов, Т. Чимитов, Ю. Эрдынеев). Для выставки были отобраны работы, выполненные в разных материалах и техниках: цветной, зернистый шамот в исполнении А. Хомякова, гладкая отливка из бронзы, художественная резьба из природного материала – дерева и камня. Также на выставке представлены разные виды скульптуры, благодаря которым зритель откроет для себя выразительные особенности рельефа и круглой пластики. Всего представлено123 работы. 78 из фонда Национального музея РБ, две скульптуры Даши Намдакова из фонда Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, 26 работ из частных коллекций, из них 13 – работы Даши Намдакова.

Как пояснила куратор выставки, кандидат искусствоведения Надежда Комарова:

- XX век породил интерес к этому виду искусства, и мы наблюдаем это в открытой форме в творчестве Даши Намдакова и многих других художников, также представленных на выставке. В ХХ веке бурятская культура начинает развиваться с неимоверной силой и интенсивностью, она взаимодействует, прежде всего, со своими истоками, с народными традициями и с буддийским искусством. Она связана с региональной культурой – культурой Монголии, Японии, Кореи и Китая. Сегодня это вызывает особенный интерес в мире. И творчество Даши ещё одно свидетельство того, что вектор интереса в мире сейчас направлен в Азию.

Сам Даши Намдаков, отвечая на вопрос о взаимовлиянии в разные периоды культур Европы и Азии, отметил:

– Обмен культурами всегда позволяет делать серьёзные рывки в искусстве. Например, в ХХ веке Пикассо, Дали, Бранкузи, на мой взгляд, сделали рывок на основе африканского искусства. Сейчас, я думаю, ожидается новая волна, но уже на основе азиатского искусства. И динамика проникновения азиатского искусства на Западе будет очень сильной. Свидетельством начала этого процесса можно считать современное искусство Китая, которое приобретает всё большую популярность. Если десять лет назад это было никому не интересно, то сегодня молодые китайские художники стали делать безумно интересные вещи.

Отвечая на вопрос о перспективах развития бурятского искусства, Даши Намдаков подчеркнул, что «у нас в Бурятии очень мощный потенциал в плане искусства. И у нас есть все шансы сделать мощный взрыв, что в принципе уже происходит». При этом Даши не стал называть какие-то конкретные имена и прогнозировать дальнейшую судьбу кого-либо из молодых художников.

– Очень трудно что-либо предсказать. Успех – это совокупность множества и множества нитей. И когда одной нити не хватает, этого не происходит. А написать сценарий, как это будет, просто невозможно.

Свидетельством же дальнейших перспектив развития бурятского искусства и его уже сегодняшней значимости может считаться желание Даши Намдакова приобрести несколько работ бурятских художников, представленных на выставке-ярмарке Арт-Бэлиг, которую он с интересом посетил в этот же день.

Кол-во просмотров: 632

Поделиться новостью:


Поделиться: