Российскую экономику вновь ожидает кризис

В этом году наблюдается худшая ситуация со времени кризиса 2008 года. Меры, для избежания дальнейшего сползания в кризис
Общество |

Такой вывод можно сделать из заявления министра экономического развития Алексея Улюкаева. Причем, в 2013 году ситуация худшая со времени кризиса 2008 года, пишут «Ведомости».

- Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние пять лет с момента кризиса, — заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев депутатам Госдумы, говоря о положении в экономике. Он сделал это заявление в ходе правительственного часа. Темпы роста ВВП в 2013 году министр считает неудовлетворительными.

Улюкаев напомнил, что замедление темпов роста экономики началось с конца прошлого года, за первое полугодие российский ВВП вырос всего на 1,4%, а промышленность показала нулевую динамику, инвестиции пока также находятся в отрицательной границе.

- Мы считаем, тем не менее, что ситуация в III-IV квартале несколько улучшится и результаты будут лучше, чем в I и II квартале. И мы выйдем по итогам года на уровень 1,8% роста ВВП. Это, конечно, тоже неудовлетворительно, — добавил руководитель МЭР.

Для того чтобы придать динамику росту экономики и избежать стагнации и рецессии, был разработан целый комплекс мер, заключил Улюкаев.

Slon попросил экономистов назвать меры, которые правительству необходимо предпринять уже сегодня, чтобы избежать дальнейшего сползания в кризис.

Андрей Нечаев, бывший министр экономики РФ:

Улюкаев, к сожалению, прав, это просто подтверждается объективными цифрами: нулевым ростом промышленности, сокращением инвестиций. Тому есть две причины, точнее, две группы факторов.

Первая – это внешние факторы. Россия как экспортоориентированная страна, продающая сырье, очень сильно зависит от внешней конфигурации, а она сейчас не очень благоприятная, и влиять всерьез мы на нее никак не можем. Можем, конечно, организовать небольшую войну на Ближнем Востоке, что приведет к скачку цен на нефть, но не к сильному.

И второе – это крайне низкая инвестиционная привлекательность. Отток капитала в этом году составил $70 млрд – это уже сопоставимо с кризисом 2008–2009 годов. Надо, конечно, как ни банально звучит, создавать условия для улучшения предпринимательского климата. Это прозвучит как некие либеральные мантры, но от этого не будет менее правильным: нужно повышать защиту собственности, создавать независимую от исполнительной власти и не коррумпированную судебную систему, вообще бороться с ужасающей коррупцией и бюрократическим давлением на бизнес, облегчать налоговое администрирование, чтоб оно из рэкета превратилось в нормальную процедуру. Эти вещи известны, правительство само к ним эпизодически призывает, но практически мы идем в противоположном направлении. Яркий пример – глупое повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, из-за которого мы за неполный год потеряли 700 тысяч ИП. И бюджет лишился налогов, и люди ушли с рынка либо насовсем, либо в тень.

Константин Стырин, профессор экономики Российской экономической школы:

На самом деле экономика уперлась лбом в границу потенциала. Мы видим сокращение инвестиций и отток капитала. Пределы для расширения потенциала есть, но институциональная среда недостаточно благоприятна. Чтобы серьезно сдвинуть вещи и вдохнуть жизнь в экономику, нужен интерес на политическом уровне, и здесь есть проблема. Все упирается в качество инвестиционного климата и институциональной среды – об этом говорят последние лет 15. На самом деле требуются простые вещи, это все понимают: чтобы суды защищали права собственности, чтобы собственность не отбиралась силовиками. Но политическая система выстроена таким образом, что лояльность покупается за счет раздачи своеобразных полномочий правоохранителям.

Мой прогноз такой: будут делаться попытки латать дыры, как, например, несколько месяцев назад рабочим вариантом было сокращение накопительной части пенсии с 6% до 2%, а сейчас говорят уже о ее ликвидации подчистую. Будут изыскивать еще какие-то способы сократить бюджетные расходы. На фоне замедления экономического роста налогов собирается меньше, значит, нужно резать расходы. Но все это временные решения, они лишь откладывают наступление момента истины. На сегодняшний день у многих остается иллюзия, что можно оттягивать этот момент. Как решить эту проблему фундаментально, давно известно, но для этого нужна конкурентная политическая среда, а нынешние элиты видят в этих вещах угрозу. Мы приближаемся к важной развилке. При сохранении политического status quo я не вижу перспектив для увеличения темпов роста. Мы вступаем в фазу стагнации.

Сергей Гуриев, бывший ректор Российской экономической школы:

Улюкаев абсолютно прав. Хотя мировая экономика растет быстрее ожиданий и цены на нефть высоки, российская экономика резко замедлилась. Но новые меры придумывать необязательно. Достаточно выполнить предвыборные обещания Владимира Путина, в том числе и записанные в указе № 596 от 7 мая 2012 года. К сожалению, судя по оттоку капитала и ценам на акции российских компаний, российские и международные инвесторы перестали надеяться на выполнение этих обещаний. Хорошая новость заключается в том, что правительство понимает: ситуация очень плохая, – и хотя бы начинает обсуждать сокращение бюджетных расходов. Необходимы следующие шаги:

- улучшение бизнес-климата (принятие законов, необходимых для реализации дорожных карт по продвижению России в рейтинге Doing Business);
- масштабная приватизация – в соответствии с указом № 596;
- расследование многочисленных случаев коррупции в госкомпаниях;
- настоящая пенсионная реформа с повышение веса накопительного элемента и снижением, а не повышением, страховых сборов;
- настоящая экономическая амнистия;
- существенная либерализация режима прямых иностранных инвестиций;
- выполнение целевых показателей инфляции.

Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»:

С моей точки зрения, государство должно не бояться тратить на экономическое развитие. В нынешней фазе оно является основным источником роста и для государства, и для частного сектора в ближайшей перспективе. Сейчас, имея значительные финансовые ресурсы, государство не решается их использовать. Когда государство проводит политику не тратить, а складировать, бизнес воспринимает это как сигнал. По последнему прогнозу оттока капитала совершенно очевидно, что частный бизнес не готов инвестировать, если не готово государство.
Не бояться нарастить долг. Не стоит бояться занимать на внутреннем рынке – это поможет его развитию.

Не бояться проводить реформы. Сейчас все экономики мира испытывают трудности. Важно сделать так, чтобы экономика получила возможность окрепнуть, чтобы потом как можно быстрее восстановиться. Реформы, затрагивающие большую часть экономических агентов, нужно проводить с учетом их интересов. В частности, пенсионная реформа эти интересы не учитывает. Эта пенсионная система дестимулирует тех, кто создает основную часть ВВП. Подталкивает к тому, чтобы не показывать белую зарплату, увеличивает нагрузку на трудоспособное население.
Диверсифицировать экономику. Не бояться инвестировать в разные отрасли. Даже если для этого понадобится форсировать развитие частно-государственного партнерства. Видимо, государству придется брать на себя лидерство.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

Не рассчитывать, что мы быстро выскочим из полосы неприятностей.

Не впадать в панику, потому что нынешние негативные процессы в нашей экономике уже происходят в рыночной экономике. И в ней невозможны те тяжелые испытания, которые пришлось пережить в 90-е. Ведь население пугается именно этого.

Главные изменения должны носить институциональный характер – в политической системе и правовой. Реформа политической системы должны привести к появлению некоего поля политической конкуренции. Должны быть представлены разные взгляды, конкурирующие в том, кто предложит лучший путь.

Ключевая задача правовой реформы – чтобы мы пришли к верховенству права. Чтобы закон был выше начальства. Наше начальство старается внушить, что оно действует по закону, но сохраняет такую ситуацию, что недоверие к праву настолько велико.

Провести серьезную реформу системы оплаты труда, чтобы содействовать сокращению неравенства. Повышать зарплаты бюджетникам, чтобы они могли нести расходы: на приобретение жилья, платное образование, медицину. Плюс платежи в пенсионный фонд: мы сегодня имеем систему распределения, которая сделана наполовину по рыночным лекалам, наполовину по советским.

Кол-во просмотров: 409

Поделиться новостью:


Поделиться: