Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Мы выросли с юности на спектаклях Бурятского театра драмы. В национальном театре мы знакомились на родном языке со спектаклями по пьесам бурятской драматургии, зарубежной и русской классики. Знакомились с артистами театра, с их искусством, поскольку мы оказывались из тех же краев Бурятии и соседних регионов, откуда родом были и сами актеры.

Взрослея вместе с артистами нашего театра, становились народной средой театра, без которой он не может существовать. В дальнейшем, в какой бы стороне Бурятии не оказывались, мы следим за жизнью и развитием театра, за судьбами его артистов. Бурятский драматический театр стал неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Нас, почитателей бурятского театра, объединяет и огромное желание слышать мелодичные звуки родной речи, и чувство необходимости сохранения языка и культуры бурятского народа на основе театрального искусства.

Два года назад в бурдраме сменилось руководство, которое заявило и о смене курса и новой репертуарной политике театра. В октябре 2012 года газета «Бурятия-7» писала об этом. На пресс-конференции новый директор театра Балданов Д.Ж. высказал абсурдную мысль, что «теперь уже не может повториться ситуация, когда один и тот же спектакль шел каждый месяц или даже два или три раза в течение одного месяца. Каждый месяц мы будем выезжать в сельские районы нашей республики». А художественный руководитель Бальжанов С.Д. отметил, что театр перешел на другой уровень, и в планах театральная лаборатория, и малая сцена, на которой будут ставить экспериментальные, закрытые спектакли.

А как претворяются «идеи» нового руководства театра сегодня? Ощущения от посещения театра за эти два года качественно изменились. Если раньше поход в театр для нас, любителей бурятской драмы, всегда был культурным событием, праздником, то посещение театра сейчас не дает зрителю оснований почувствовать атмосферу праздника. Приходя в театр, мы не видим портретной галереи актерской труппы. Наши гости не могут ознакомиться с историей развития национального театра. Исчезли из фойе стенды, рассказывающие о талантливых основоположниках, о гастрольно-фестивальной деятельности коллектива. Не видим мы яркие афишные плакаты, отражающие успехи театра. В здании проведен хороший ремонт, но неуютно в полупустом зрительном зале. Такое ощущение, что отсюда ушел особый театральный дух, ушла атмосфера, воздух именно бурятского театра с его языком и традициями. Из-за невнятности художественных предложений могут уйти и зрители.

Приходишь в театр, а в там постоянно проводятся арендные мероприятия. В репертуаре отсутствуют спектакли по пьесам бурятских драматургов. И непроизвольно приходят мысли: «Чем же занимаются руководители? Почему не привлекают писателей, пишущих на бурятском языке? Где же общедоступный бурятский театр драмы?». К примеру, недавно театр проводил концерт, посвященный деятельности выдающегося поэта Дондока Улзытуева. Мы были поражены бездарно подготовленной концертной программой. Неужели театр не смог найти нормального режиссера, который бы мог на профессиональном уровне выстроить концертную программу по стихотворениям талантливого поэта? Мы были потрясены неграмотной деятельностью руководства. Этот концерт подтолкнул нас к горьким размышлениям о состоянии национального театра и его современном значении.

Директор театра за два года так и не справился с заявленными «задачами». Балданов Д.Ж. своими заявлениями, свернул наработанную прокатную и гастрольную деятельность театра. Он показал свое полное непонимание природы деятельности театра. Он, как мы узнали, является представителем другой профессии. Это большое упущение Министерства культуры нашей республики.

Худрук Бальжанов С.Д., заявив на пресс-конференции, что бурятский театр драмы перешел на другой художественно-творческий уровень, на самом деле не смог предложить зрителю внятный курс развития театра. Его неподтвержденные режиссерские амбиции и пустословие давно уже стали объектом народных острословов.

Мир бурятской культуры невелик, и, внимательно наблюдая за публикациями в СМИ и контактируя с деятелями культуры, можно составить достаточно четкое представление о ситуации в бурдраме. Театру нужны перемены. Мы прочитали на страницах газеты «Новая Бурятия» обращение артистов и работников театра к бывшему директору о состоянии театра. Нас глубоко волнует сложившаяся там ситуация. Театру, несомненно, нужны изменения: организационные и творческие, с учетом современной ситуации. Перемены должны проводить профессионалы, талантливые люди, знающие организационную и творческую природу национального театра. Мы гордились нашим театром, а сегодня чем гордиться? Только зданием?

Недавно стало известно, что на должность художественного руководителя Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева назначена Жамбалова Э.З. Очень надеемся, что она успешно справится с поставленной перед ней ответственной задачей по развитию национального театра, гордостью бурятского народа.