Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Бурятии решается судьба образования. Совсем скоро будет принят республиканский закон «Об образовании». Его проект для обсуждения опубликован на сайте Минобразования и науки РБ 7 февраля 2013 года. И времени для его обсуждения было предостаточно. Для этого все работники образовательных учреждений, родительская общественность и депутаты всех уровней приняли активное участие в обсуждении данного проекта.

Однако при прочтении проекта закона складывается впечатление, что данный проект писали специалисты, далекие от образования, абсолютно не понимающие значения образования и его перспективы. В написании данном проекте отсутствует стиль и рука ученых и практиков по теории воспитания, обучения и школоведению.

При прочтении статей проекта закона обращаешь внимание на описание полномочий всех органов власти РБ. Однако не прописаны полномочия Минобразования и науки РБ, городских и районных органов управления образования и самих образовательных организаций. Министерство же, как региональный орган управления, ограничено в своих профессиональных действиях. Все должно решаться по согласованию – это верно. Но всегда ли это правило работает? Когда министерство образования и науки по результатам многократных проверок по обращению родителей и педагогов принимает решение об освобождении директора образовательной организации или руководителя районного органа управления образования, то получает в ответ «Не вы меня назначали – не вам меня снимать!».

Абсолютно не прописаны права, обязанности и ответственность учредителя образовательных организаций. Командовать и давать распоряжения школам есть кому, а отвечать по своим обязательствам некому. Права и обязанности учредителя расписаны по разным источникам, так что трудно ориентироваться. Все, что касается школы и образования должно быть прописано в законе. Если на учредителя возложена ответственность за подготовку и содержание образовательных организаций, так он должен исправно выполнять возложенные на него обязательства. Здание школы, учебные кабинеты, столовые, спортивные площадки и прилегающие к ним территории должны быть в образцовом порядке. Глава РБ и правительство РБ должны строго за этим следить.

Не прописаны права и обязанности учителя. На сегодня у него очень много обязательств, но нет прав. Да – на нем лежит большой груз ответственности, вплоть до нравственной чистоты государства Российского, а социальной защищенности нет. Его может любой оскорбить, обидеть, обделить. Если общество возлагает на учителя ответственность за образование и воспитание учащихся, то и должно проявить должную заботу за социальную, финансовую, моральную и законодательную защищенность.

Отсутствует статья по правам и обязательствам родителей или лиц, их замещающих (опекунов). Сегодня родители или лиц, их замещающие, практически за пребывание ребенка в стенах школы не несут ответственности. Отсутствует статья об управляющих и попечительских советах образовательных организаций с их правами и обязанностями. Сегодня руководитель школы может неугодного председателя школьного общественного органа управления переизбрать, реорганизовать или ликвидировать. Этого быть не должно. Родительское сообщество является заказчиком образования, и оно должно в полной мере, опираясь на законодательство, осуществлять управление и контроль за работой руководителя образовательной организации, качеством преподавания, содержание школы и финансирование образовательной организации на всех уровнях.

Нет статьи о правах, обязанностях и ответственности учащихся. В законе «Об образовании» РФ, сказано, что учащиеся должны успешно учиться, соблюдать внутренний распорядок школы, прилежно себя вести как в школе так и за ее стенами. Если все это не соблюдается, то педагогический совет школы вправе принять решение об исключении учащегося из школы, но при исполнении 15 лет, а до 15 лет он что должен стоять на ушах?

Особое внимание нужно уделить финансированию образовательных организации. За что отвечает учредитель и что он финансирует. По истечении 5-ти лет ввода НСОТ можно сделать определенные выводы. Предполагалась, что НСОТ создаст благоприятные условия для работы учителя, повысит качество образования, школу поднимет на более высокий уровень. Однако микроклимат в педколлективах резко ухудшился, начались внутренние разборки, появились склоки, стало развиваться доносительство. Это серьезно отразилось на качестве образовательного и воспитательного процесса. Знания учащихся стали очень слабыми.

Чтобы подготовить своего ребенка к успешной сдаче выпускных экзаменов родители вынуждены дополнительно обращаться к репетиторству по 1–3 предметам, а это дорого. Родители являются основными налогоплательщиками, и основная задача школы –давать прочные знания по всем школьным предметам. Сегодня в полной мере этого нет, и не вина это учителя, это вина системы.

Когда говорят, что средняя зарплата учителя по республике 23 800 руб., то необходимо заметить – это за 1,3 ставки, т.е. не за 18 часов нагрузки, а за 24 часа. Если мы возьмем 18 часов, зарплата составит чуть более 17 850 руб. Если уберем 50% региональных, останется чуть более 11 900 руб. А в западных регионах, где нет региональных надбавок за выживание (Тульская, Орловская, Курская и т.д.) средняя зарплата учителя составляет 20 000 руб.

Не отрегулирована оплата за классное руководство (помимо 1500 руб. за «вознаграждение»), классный руководитель в настоящее время в сельских школах получает до 250 руб., в городских до 400 руб. Мы давно внесли предложение в правительство РБ и в частности в Минобразования и науки РБ платить за классное руководство дополнительно к «вознаграждению» еще 1500 руб. независимо от числа учащихся в классе. Решение вопроса еще в рассмотрении. Отсутствует такое понятие как оплата учителю за служебную командировку, стажировку, прохождение курсов ФПК, это он делает за свой счет.

Вызывают недоумение такие определения как «все включено», «общий норматив». В законе РБ «О нормативах финансового обеспечения общего образования в РБ» (23.07. 2011), взяты совершенно непонятные критерии финансового определения от численности поселения, а не от числа учащихся.

Получается два одинаковых по численности поселения, но с разным количеством обучающихся детей, разное финансирование и за одну и ту же работу учителя получают разную зарплату. В данном законе непонятно сколько денег идет на реализацию государственного образовательного стандарта, а сколько на другие виды услуг и хоздеятельность. По нашему твердому убеждению это сделано сознательно. В новом законопроекте РБ «Об образовании» должно быть четко прописано, какой процент от общего финансирования идет на учебно-воспитательный процесс, т.е. на реализацию образовательного государственного стандарта, какой на хозяйственные нужды. Не прописано, сколько выделяется финансов отдельной строкой на приобретение учебников, по каким предметам и для каких классов. Это должно четко отражено в законе.

В статье «О языках» так все расписано, что кажется, что авторы проекта основное внимание отдали этому разделу. В законе РФ «Об образовании» четко прописано, что второй государственный язык изучается учащимися на добровольной основе по выбору родителей или лиц, их замещающих, при создании всех необходимых условий.

По нашему твердому убеждению в законе «Об образовании» РБ должно быть четко прописано. «Бурятский язык в школах разного типа и вида РБ обязательный к изучению для детей бурятской национальности и для детей, родители или их законные представители пожелавшие изучать бурятский язык». Для этого необходимы ввести следующие дополнения, чтобы бурятский язык изучался в школах не за счет учебных часов других предметов федерального компонента, а был самостоятельным.

Необходимо изменить структуру образовательного процесса – ввести вместо 45 мин продолжительности урока – 40 мин. Таким образом, в 1 учебный день будет не 6 уроков, а 7, но за тот же дневной промежуток учебного времени. При 6-тидневной учебной неделе определяются дополнительно 6 уроков, которые будут отведены для изучения бурятского языка или других предметов регионального компонента. Таким образом предлагается ввести не 2 часа на изучение бурятского языка, а 4, по 2 часа 2 раза в неделю или по одному учебному часу но 4 раза в неделю. Уроки проводить 6–7-ми, не нарушая системность распределение учебных предметов в учебном процессе. С дидактической точки зрения это даст более продуктивный результат. В этом случае депутатам НХ РБ необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании, чтобы заработная плата учителей других предметов не пострадала, тем более, что финансовый норматив с 2011 года ни разу не индексировался.

В проекте закона не прописано следующее очень важное направление – это структура управление комитетов и районных отделов образования. Существующая структура построения управление образования себя в полной мере не оправдывает. Сегодня управления образования оторваны от учителя, они в основе своей выполняют роль статистов, а не организаторов и координаторов учебно-воспитательного процесса. Сегодня учителю не кому обратиться за помощью или за советом. Может стоит рассмотреть вопрос о возврате инспекторского-методических отделов в структуре органов управления образования и прямого управления Минобразования и науки РБ.

Крайне не устраивает полное исключение из закона «Об образовании» РБ финансовой поддержки молодым специалистам, выезжающих работать в сельскую местность. Это несправедливо по сравнению с другими регионами РФ. И, наконец, когда мы вносим ту или иную поправку нас пытаются убедить, что это не предусмотрено федеральным законодательством. Это все не так. Все что предлагается родительской и учительской общественностью ни как не может входить в противоречие с законом.