По мнению эксперта Регионального общественного совета по борьбе с коррупцией, члена Регионального общественного наблюдательного совета по работе системы исполнения наказания РБ, руководителя одного из крупных предприятий коммунального комплекса республики Александра Заиграева, дело Манзанова и прочие нашумевшие коррупционные скандалы – лишь верхушка кризиса в обществе.

– Уверен, что без развития гражданского общества, гражданских инициатив ничего не изменится, – считает директор Заиграевского филиала ОАО «РУК ЖКХ» Александр Заиграев. – Что мы имеем? Почему до сегодняшнего дня Хурал не назначил депутатской комиссии не только по делу Манзанова, но и по ситуации в целом в распределении и использовании средств господдержки? Почему вопрос эффективности использования этих денежных средств проверяют те, кто эти средства и получил? Хурал ведь утверждал бюджет, значит, обязан проконтролировать его исполнение.

Если прокуратура, следственные органы определяют прямого виновника, то Хурал должен разобраться в причинах и устранить корни образования такой проблемы.

Народный Хурал – это орган, где должна сосредоточиваться вся боль народа. Хурал не имеет права быть толстокожим. Он должен на все реагировать, давать оценку, расставлять точки над «i».

И прежде чем спрашивать с исполнительной власти, Хурал обязан у себя навести порядок, стать образцом честности, уважительного отношения к людям.

Факты коррупции, нарушения прав человека, неисполнение законов, провалы в реализации многих программ должны быть «не предметом внимания», а поводом для рассмотрения и выводов для Хурала. Для этого комиссии Хурала должны быть наделены для осуществления функций контроля особыми полномочиями.

С кого спросить за неисполнение программы по ЖКХ?

К сожалению, многие программы и законы остаются неисполненными в республике. А Хурал молчит. Возьмем нашу отрасль – ЖКХ. В декабре 2007 года был принят Закон РБ «О программе модернизации коммунального комплекса РБ». По этой программе к 2012 году намечалась реконструкция не менее 30-ти объектов практически во всех районах республики. Однако эта программа в 2009 году приказала «долго жить», как и более 100 млн рублей, выделенных на реализацию ее первого этапа (разработка программ и подготовка проектов). Ни один из проектов «не выстрелил», ничего не построено, не отремонтировано. Деньги просто-напросто «ушли в бумагу».

На депутатской комиссии Хурала я выступал по вопросу реализации данного закона, говорил о том, что программу нужно продолжать, но депутаты предпочли просто взять и закрыть её. И никто из них не спросил с правительства РБ: «Почему закон не сработал, в чем причина столь неэффективного использования бюджетных средств?».

Совесть иметь надо

А как в Хурале рассматриваются социальные вопросы? Только на закате своей деятельности депутаты прежнего состава Хурала вспомнили об обеспечении жильем детей-сирот, практически не занимались проблемой предоставления жилья малоимущим слоям населения и т.д.

Различные отговорки о недостатке средств в бюджете на реализацию социальных программ можно было бы принять, если бы не то бесконечное число льготных пожизненных пенсионеров, которым наш Народный Хурал решил платить пожизненные пенсии (члены правительства, депутаты Хурала). По какому праву народные избранники вдруг встают в один ранг с госслужащими? Госслужащих нанимают на работу, а в Хурал же никто никого насильно не загоняет, все идут добровольно, под лозунгом «хочу служить народу», а вместо служения по факту получают доходное место, тоже своего рода бизнес.

В то же время рядовому гражданину, чтобы заработать пенсию в 10–12 тыс. рублей, нужно отработать по 35–40 лет. А народному избраннику достаточно проработать «в кресле» депутата всего лишь несколько лет и получать пенсию внушительных размеров.

То, что происходит в Народном Хурале, мне как жителю республики, как гражданину неприятно наблюдать. Те зарплаты, которые сами себе (!) хуральцы установили, – это нескромно, это просто пренебрежительное отношение к рядовым гражданам. Считаю, что оправдания таким действиям нет.

Почему зарплата председателя комитета или спикера должна переваливать за 200–300 тыс. рублей в месяц? На каком основании? Мало ли что там разрешает федеральный закон, а совесть где? А почему не 50–80 тыс., как например, сделали в Забайкальском крае?

Как хозяйственника-руководителя меня очень возмущает, что два-три депутата Хурала, работающие на освобожденной основе, «съедают» месячный фонд заработной платы 60 работников моего коллектива. Ну не должно быть такой разницы в доходах, это серьезный диспаритет.

Возмутительно, что новый состав Народного Хурала даже и не подумал в корне изменить сложившееся положение дел, несмотря на возмущение общественности и оппозиции, выступления в прессе. Как получали, так и получают. Почему Хурал не слышит голос гражданского общества?

Нужно развивать гражданское общество

Почему народная власть так поступает? Потому что она не боится общественного мнения. А почему не боится? Потому что отсутствует четко сформированное гражданское общество, кругом безразличие, каждый барахтается в своем болоте, а власти это выгодно. Все кругом молчат, можно и дальше вершить свои дела.

Считаю, что важнейшее внимание депутаты должны уделять построению институтов гражданского общества, для чего в бюджете республики должны быть заложены средства. Хурал обязан поддерживать общественные организации патриотического, антикоррупционного, правозащитного направления. Только контроль со стороны гражданского общества, через общественные формирования может сделать власть эффективной, а главное, честной.

«Нужен закон «Об инвестициях в ЖКХ»

– Александр Николаевич, ваше предприятие одно из лучших в республике, тем не менее, вы жестко критикуете состояние дел в коммунальном комплексе…

– Без выработки комплексных мер по поддержанию коммунального комплекса невозможно создать условия для комфортного проживания наших граждан. Сейчас начали работать отдельные федеральные программы по капремонту жилья, переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. Однако нет программы по реконструкции объектов тепловодоснабжения, главное – не прописаны средства, за счет чего она должна выполняться. В таких условиях бессмысленно говорить о снижении коммунальных тарифов. Субсидии, предоставляемые населению, не решают проблемы тяжелого финансового состояния предприятий.

Предприятия коммунального комплекса постепенно становятся все более убыточными, так как отсутствует проработанная программа государственной поддержки коммунального комплекса государством.

Где выход из коммунального тупика? Инвесторы в коммунальный комплекс не придут до тех пор, пока у них не будет четких гарантий возврата вложений. Нужно разработать, принять Закон РБ «Об инвестициях в коммунальный комплекс», который бы предусматривал и равный доступ предприятий к госгарантиям, и защиту инвесторов.

Коммунальному комплексу очень нужна господдержка. Но кто-нибудь когда-нибудь у нас рассматривал вопрос о господдержке того или иного коммунального предприятия? Такого не было. Считаю, что сегодня назрела необходимость создания в Хурале комитета по развитию коммунальной инфраструктуры.

Безусловно, первые шаги сделаны, правительством РБ создано ОАО «Региональная управляющая компания ЖКХ» («РУК ЖКХ»). Наше предприятие вошло в состав этой кампании, сейчас можно смело сказать, что эксперимент, на который пошло правительство республики, сработал положительно. К нам пришли реальные денежные средства, в том числе и из бюджета республики, что положительно сказалось и на подготовке оборудования предприятия к зиме, создан резерв топлива, своевременно оплачивается электроэнергия, выплачивается заработная плата. ОАО «РУК ЖКХ» готово сегодня взять на себя инвестирование многих проектов, однако отсутствие Закона «Об инвестициях в коммунальный комплекс» сдерживает движение вперед.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег-коммунальщиков с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы мы все, несмотря на наш сложный, тяжелый труд, не теряли надежды, веры и всегда хранили преданность своей профессии. Хочу обратиться к жителям нашей республики: пожалуйста, не забудьте поздравить в Новый год сантехника, электрика, дворника, которые делают всё возможное, чтобы в вашем доме было тепло, светло, а во дворах чисто и уютно.

Справка «Новой Бурятии»:

В активе Александра Заиграева немало реализованных проектов. В 1999 году он принял разваливающееся предприятие МУ МОП ЖКХ «Новобрянское» и сделал его одним из лучших в Бурятии. Одним из первых в республике внедрил практику кредитных займов для нормализации и стабилизации работы предприятия. Впервые в республике им установлено энергосберегающее оборудование в котельной, что позволило на 30% сократить потребление электроэнергии и значительно уменьшить темпы роста тарифов ЖКХ.

Является экспертом регионального общественного совета по борьбе с коррупцией, членом Регионального общественного наблюдательного Совета по работе системы исполнения наказания РБ, возглавляет казачество района.

Постоянно оказывает спонсорскую помощь детским творческим коллективам, коллективам школ и детских садов, религиозным и многим другим организациям и людям.

За время работы Александр Николаевич неоднократно награждался Почетными грамотами и благодарностями Президента, правительства Министерства строительства и ЖКХ Республики Бурятия, администрации района.