Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

История Сагаалгана уходит в далекие времена. В период Советской власти этот праздник, считавшийся религиозным, был запрещен. Но вот уже 20 с лишним лет Сагаалган считается национальным праздником и почитается всеми жителями Бурятии, независимо от национальности и вероисповедания. Обычаи и традиции проведения Сагаалгана общеизвестны. Поэтому не буду останавливаться на них. Лишь затрону тему правил поведения людей во время празднования Белого месяца.

Сутки перед Новым годом по-бурятски называют «бутуу удэр», что в буквальном переводе означает «закрытый, глухой или тёмный день». «Бутуу удэр» – по лунному календарю это тридцатый, завершающий день последнего зимнего месяца. Он символизирует старый год, уходящий в «тьму» времени. Это стык старого и нового. Потому и традиция проводов старого года называется «бутуулхэ». За день до «бутуу», т.е. 29 числа последнего зимнего месяца по лунному календарю, завершают приготовления: проводят обряд почитания домашних святынь, изображений богов, еще раз проводят уборку дома, хозяйства и окрестностей вокруг жилья, перетряхивают постель и одежду.

Если вы верующий, то уже знаете, что накануне нового года совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ», когда празднично украшается алтарь. Затем перед божницей устанавливают яства, чтобы пища освящалась божествами и на другой день ее можно было есть.

Зажигают «зула» (лампады) и «хужэ» (спрессованные в виде палочек ароматные травы). В этот день верующие должны постараться соблюсти своеобразный пост – не употреблять алкогольные напитки. Тем самым полностью духовно и физически готовятся к встрече Нового года, сосредотачиваются на благих мыслях и поступках.

Не следует бросать в огонь вату и тесто

Некоторые люди ошибочно считают главным молебном ритуал Дүгжүүба. Дугжууба – это молебен, посвященный Чойжил Сахюусану, владыке потустороннего мира. Данный хурал является своеобразным обрядом общего очищения, поэтому верующие, присутствующие на хурале, особенно при сжигании «сор», должны молиться о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, чтобы наступающий год был светлым и радостным. Хотя «сор» символизирует все отрицательное, он должным образом освящается и подносится Чойжил Сахюусану как особое жертвоприношение. Поэтому бросать в огонь, в котором сжигается «сор», тесто и вату, содержащую нечистую телесную энергетику, не следует, считают ламы. Обычай обтирать тело указанными предметами и бросать их в огонь при проведении обряда Дугжууба является ошибочным нововведением, от которого не может проистекать польза, а только вред. Поэтому не стоит придерживаться данного обычая.

В последнюю ночь в дацанах проводится хурал Цедор Лхамо. Именно в эту ночь желательно не спать, а молиться. Считается, что Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение. Она считает людей, которым будет покровительствовать в новом году. А спящих людей она может принять за мертвых.

Сагаалган – это повод помириться

В дни Сагаалгана принято навещать всех родственников и друзей. А если с кем и поссорились, это прекрасный повод помириться с ними. Дарить подарки, говорить благопожелания, делать добро всем, даже незнакомым людям – это обязательное условие для всех.

Как вести себя в дацанах

Не опаздывайте к началу хурала. Опоздание может расцениваться, как неуважение к священнослужителям.

Перед входом в дацан необходимо снять головной убор, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо), совершить поклоны и занять место для слушания хурала. Сидеть можно на скамейках. Нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Очень важно, чтобы сидячие позы не были вызывающими и не мешали окружающим. Во время проведения хурала также рекомендуется совершать обход-гороо вокруг храма и простирания, подавляя свою гордыню.

Ни в коем случае нельзя громко разговаривать, болтать друг с другом и решать какие-либо свои проблемы, разговаривать по телефону.

После хурала можно подойти к ламам и попросить адис – благословение. Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны. Затем надо подойти к чайнику с аршаном (освященная вода), налить немного в левую ладонь и сделать три маленьких глотка (очищаем тело, речь и ум), омыть свое лицо и голову.

Если хотите взять домой аршан, не следует набирать из чайника много, в большие бутылки. Можно брать совсем немного в маленький сосуд, потом дома налить воды в чистую посуду и влить туда капельку аршана, который вы взяли из дацана. Этого достаточно для освящения дома.

Заказывая службу, вписывая имена родных и близких и делая подношения, не ограничивайтесь только близкими, желайте благополучия всем живым существам. Через благопожелания всем живым существам мы приобретаем благоприятную карму.

Пусть пребудет в доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет и богатство! И еще - изучайте бурятский язык!