Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Вся творческая жизнь народной артистки России Ларисы Ильиничны Егоровой связана с Бурятским драматическим театром имени Хоца Намсараева. Природа одарила ее двумя бесценными дарами – красотой и талантом. И ей выпала счастливая актерская судьба. Она пришла в театр в то время, когда работали корифеи – основоположники бурятского драматического искусства.

Ее первой ролью была роль 10-классницы Наташи в спектакле «Звездочки южные» по пьесе Бурлака и Плахтина. Ее партнерами были великий Владимир Халматов (играл роль ее отца), статный, красивый Цыдендамба Пурбуев. Весело развертывалось на сцене действие комедии «Озорная молодость» И. Абдуллина с главной героиней агрономшей Сафией – Соловушкой. Вместе с ней играли М. Елбонов, В. Кондратьев, М. Жапхандаев, Ц. Цырендоржиев. Публика охотно шла на спектакль и не скупилась на аплодисменты.

Начинала с ролей, о которых иные актрисы мечтают долгие годы. В канун 30-летия Победы в 1975 году режиссер Ф. Сахиров осуществил постановку пьесы «Барабанщица» Афанасия Салынского. Роль главной героини Нилы Снижко режиссер доверил сыграть Ларисе Егоровой. Нила – девушка-комсомолка, солдат-разведчик была заслана в тыл врага. Когда город, в котором она действовала, был уже освобожден советскими войсками, она в сознании жителей оставалась «немецкой овчаркой». Но раскрыть Нила себя не может: ей еще надо выявить оставленную в прифронтовой полосе вражескую агентуру. Ежесекундно рискуя, она жертвует своей жизнью, честью, достоинством в глазах дорогих ей людей. Спектакль был показан в Москве во время гастролей театра в июле 1976 года. Московские газеты писали: «…Успех спектакля связан в первую очередь с прекрасным исполнением Л. Егоровой роли Нилы Снижко…». За блестящее исполнение роли актриса была удостоена премии Ленинского комсомола Бурятии.

Переход от характерных ролей к возрастным, хотя и состоялся довольно рано, был для актрисы естественным и легким. В сценической галерее матерей для каждой она находит не только неожиданные актерские краски, но и свою правду. В 1981 году режиссер Владимир Кондратьев начал работу над спектаклем «Материнское поле» по Ч. Айтматову. И родилось сценическое произведение, нравственным стержнем и центром композиции которой стал образ Толгонай, воплощенный Егоровой. В день поминовения усопших четырежды осиротевшая Толгонай вновь и вновь обращает свой потухший взор к хлебному полю. Придут видения. Женское и материнское счастье, нечеловеческие испытания и горести военных и послевоенных лет промелькнут перед ее глазами. В скорби Толгонай воплотилось горе всех матерей, потерявших своих близких на войне. Спектакль был включен в репертуар гастролей театра в Калмыкию и Ленинград.

Этапной в творчестве актрисы в 1980-е годы становится исполнение роли Бальжин-хатан в одноименном спектакле Д. Эрдынеева в постановке режиссера Т. Бадагаевой. Натура цельная и вольнолюбивая, в которой с самого начала угадывалась скрытая сила, в столкновении с чуждым ей миром на родине мужа не ждет помощи со склоненной головой. В критический момент во время погони, когда на чашу весов ставятся интересы ее подданных, которые беспредельно любят и верят ей, она проявляет силу своего характера и жертвует своей жизнью ради их возвращения на родину. Спектакль несколько сезонов шел не только на стационарной сцене, его показали почти во всех районах республики и в двух округах. С особым восторгом встречали свою национальную героиню жители Агинского округа. И ныне при въезде в Агинское поставлен памятник бурятской Бальжин-хатан как символ верности и преданности своей земле, своему народу.

Среди сценических образов особо выделяется «Медея» Ж. Ануя по мотивам трагедии Еврипида (2000 г.). Поставленный и сыгранный на сцене монгольского театра спектакль проявил уникальность дарования актрисы. Выучив еврипидовский стих (64 стр.!) на монгольском языке, с накалом страстей актриса сумела донести до зрителей и поэтичность текста, и все переливы мыслей и чувств Медеи. Ее героиня не сказочная царевна Колхиды, волшебница, чарами своими помогающая аргонавтам похитить золотое руно, а женщина, обладающая огромной силой духа.

Неувядаемое мастерство позволяет Ларисе Ильиничне участвовать во многих премьерах последних лет. Продолжательница лучших традиций бурятского театрального искусства, всей своей деятельностью она постоянно подтверждает звание примы бурятского театра. Ныне актриса достигла такого уровня мастерства, когда ей подвластен любой драматургический материал. Созданные ею образы несут в себе некое духовное таинство, откровение (существует такое выражение «флер таинственности»), и это помогают зрителям что-то познать и открыть в себе. Она наделяет своих героинь изяществом, обаяниеми старается избегать штампов.

В таких работах, как Аркадина («Чайка» А.Чехова), с блеском проявились самобытная сила, обаяние, талант и широкий диапазон возможностей актрисы. Бесспорное признание вызвала ее Аркадина во время чеховского фестиваля в Улан-Баторе в 2000 году. Роль была удостоена номинации «Лучшая женская роль». И наконец, ее роль в спектакле «Птицы нашей молодости» по пьесе Иона Друце. Одиноко живущая в старенькой избушке тетушка Долгор (Л. Егорова) вынесла на своих плечах все тяготы коллективизации. Женщина с трагической судьбой, когда-то в ходе спора о клочке земли родной брат жестоко избил ее железной цепью, поэтому она не смогла ни замуж выйти, ни детей родить. До сих пор не зарубцевалась на сердце рана, возникшая в результате человеческой жестокости. Суровые годы войны, последствия которой живы среди односельчан и до сих пор, не очерствили ее душу, и она спасает сыновей брата от голодной смерти.

Лариса Егорова безоговорочно прямая и откровенная во всем, что касается искусства. Как всякая яркая индивидуальность, она вызывает протест одних и горячее признание других. Люди говорили ей, что она «счастливая», что ей «везет». Энергетическое начало, или, как сейчас мы говорим, «харизма», достается человеку от природы, но если не подпитывать этот дар трудом, то он иссякает. Познав в детстве трудности, горести и радости, умение сопротивляться невзгодам, выдерживая удары судьбы… Все это научило ее стойкости, умению радоваться чужой радости, чужому успеху…

Народная артистка России, мать троих детей, бабушка шестерых внуков и успешная бизнес-вумен – нетрудно представить, какой труд стоит за всем этим. Человек, обладающий всем этим, не может не быть счастливым.

От всей души поздравляя Ларису Ильиничну с днем рождения, с весенним праздником 8 Марта, от имени всего коллектива Бурятского драматического театра желаем здоровья крепкого и необъятных горизонтов для воплощения всего задуманного!