Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Одним из наиболее экологически напряженных участков Улан-Удэ остаются поселки Сокол и Аэропорт. Помимо интенсивного физического загрязнения непосредственной близостью аэропорта и автомагистрали, это проблема котельных, осуществляющих теплоснабжение этих поселков.

В ответ на многочисленные жалобы местного населения на повышенное негативное воздействие котельных на экологическую обстановку сюда приезжали несколько плановых и внеплановых комиссий из Роспотребнадзора, администрации города, КУИ и ТГК-14. Последняя такая комиссия в конце прошлого года пришла к выводу об удовлетворительности работ, проведенных по реконструкции и техническому перевооружению котельных.

Однако жалобы местного населения продолжают поступать в госорганы. Люди считают, что работа котельных грубо нарушает экологическое и санитарно-эпидемиологическое законодательство. И необходим капремонт котельной в п. Аэропорт с переключением поселка на пользование теплосетями котельной техзоны п. Сокол, производственные мощности которой также нуждаются в экстренной модернизации.

Комитет городского хозяйства в письме от 2010 года в адрес Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, составленном на основе предписаний Росприроднадзора по РБ, писал о необходимости определения границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ), в пределах которой концентрация загрязняющих веществ не превысит норм ПДК. Сейчас в зоне влияния котельных находятся школа №37 и два детских сада, не считая жилых домов. В результате повышенной задымленности у людей отмечена повышенная гипоксия. В этом же предписании приводится сумма, необходимая для осуществления модернизации – около 21 млн руб. Отметим, что с учетом инфляции и общего роста цен к настоящему моменту эта сумма выросла почти вдвое.

В годы ввода в эксплуатацию (1982 и 1984 гг.) обе котельные находились на достаточном удалении от жилых строений и объектов социальной инфраструктуры. Однако уже изначально не соответствовали требованиям экологического законодательства (высота трубы котельной п. Аэропорт изначально составляла 28 метров вместо проектных 45). Стремительная застройка и ужесточение экологических норм привели к росту нагрузки на сети, износу теплового оборудования, достигшему 90%. Меры по минимизации ущерба стали предприниматься только в последние годы.

Местные жители много лет не перестают бить тревогу, обращаясь в региональные и федеральные ведомства. И в 2012-2013 годы на мероприятия по снижению вредных выбросов котельной п. Аэропорт ОАО «ТГК-14» были направлены средства в объеме около 5 млн руб. Были проведены опытные сжигания каменного угля, обладающего меньшей экологической опасностью. Кроме того, как сообщается в официальном письме мэра Улан-Удэ Александра Голкова в адрес председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы ФС РФ Галине Хованской, Администрация Улан-Удэ на отопительный сезон 2013-2014 годы выделила 11,74 млн руб. Эти средства направлены на капремонт основного и вспомогательного оборудования, ограды территории с разработкой ПСД и системы топливоподачи, техническое перевооружение системы газоходов и золоулавливания, системы автоматизации котлов. Частично эти работы уже выполнены.

Все бы ничего, но местное население уже много лет оплачивает услуги по теплоснабжению по повышенному тарифу, включающему также и надбавку на ремонт сетей.

Сейчас отопительный сезон близится к завершению. И если указанные меры по улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации, по техническому перевооружению котельных в теплое время года предприняты в необходимом объеме не будут, следующий сезон у населения вызывает очень серьезные опасения.