Ряд нарушений федерального законодательства выявила прокурорская проверка в деятельности администрации г. Улан-Удэ. Так, согласно данным проверки, в 2007 году городской комитет по управлению имуществом и землепользованию (КУИЗ) заключил договор с ИП Иванова (фамилия изменена. – Ред.) под строительство детского кафе в сквере «Радуга». Договор был заключен с нарушениями законодательства, поскольку не предусмотрено строительство капитальных объектов на территориях общего пользования.

В декабре 2013 года этот договор был расторгнут, а земельный участок был передан арендатором по акту приема-передачи КУИЗ г. Улан-Удэ. Однако проверкой было установлено, что до настоящего времени земельный участок ИП Иванова не освобожден. На земельном участке расположена металлическая конструкция и строительные материалы. Между тем, согласно ст. 622 Гражданского кодекса РФ, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.

При этом городской комитет по управлению имуществом и землепользованию, похоже, не предпринял мер, направленных на понуждение арендатора привести земельный участок в первоначальное состояние и взыскание суммы неосновательного обогащения.

Металлическая конструкция и строительные материалы на территории места общего пользования в детском сквере «Радуга» создают угрозу безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии со схемой границ зон охраны объектов культурного наследия, утвержденной приказом Республиканской службы государственной охраны объектов культурного наследия от 07.05.2009 №24, сквер «Радуга» находится в зоне охраны природного ландшафта и должен использоваться с учетом гидрологических, экологических условий для эффективного сохранения природного ландшафта, исторических ландшафтных элементов и комплексов.

Целый букет нарушений законодательства мэрии Улан-Удэ связан еще с одним предпринимателем. Согласно договору аренды, в 2012 году КУИЗ г. Улан-Удэ передал гражданину Б. земельный участок в парке им. Орешкова площадью 24 700 кв. м для размещения парка культуры и отдыха на срок до 8 июня 2015 года. Арендатор обязывался использовать данный участок по целевому назначению.

Однако в ходе обследования данного участка сотрудниками администраций Железнодорожного района г.Улан-Удэ и комитета по строительству г.Улан-Удэ в декабре 2012 года было установлено следующее. На земельном участке произведено строительство деревянного 2-хэтажного здания и шлакоблочного 1-этажного здания. Указанные объекты обладают признаками капитальных строений, подлежат технической инвентаризации и госрегистрации, на данные строения требуется получение разрешения на строительство. В одном из самовольно возведенных зданий расположено кафе-ресторан «БурятОлимпклуб», оказывающее услуги общепита, вместимостью до 200 человек.

20 декабря 2012 года информация о выявленных нарушениях земельного законодательства была направлена в КУИЗ для принятия мер по расторжению договора аренды. Однако до настоящего времени данным комитетом меры по досрочному расторжению договора аренды земельного участка в связи с его нецелевым использованием и понуждению арендатора снести самовольно возведенные строения не приняты.

Кроме того, выяснилось, что на земельном участке на пл. Революции тот же предприниматель Б. разместил детскую развлекательно-игровую площадку практически без каких-либо разрешительных документов. Хотя в отношении данной развлекательно-игровой площадки на площади Революции уже есть решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июля 2010 года, запрещающее размещения данной детской площадки. Суд установил, что размещение оной не соответствует требованиям санитарного законодательства.

Отметим, что, по информации "Новой Бурятии", администрацией Советского района г. Улан-Удэ проверки по факту самовольного размещения аттракционов на площади Революции не проводились, меры, направленные на пресечение земельных и санитарных правонарушений, не принимались.

В итоге можно сделать вывод о том, что эти нарушения стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением должностных полномочий работниками комитета по управлению имуществом и землепользованию и комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ. А также в связи с отсутствием контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны руководства комитетов, а также курирующих заместителей руководителя администрации г. Улан-Удэ. Более того, длительное бездействие должностных лиц структурных подразделений администрации г. Улан-Удэ по фактам самовольного и нецелевого использования земельных участков гражданином Б. может свидетельствовать о возможных коррупционных проявлениях в деятельности муниципальных служащих.