Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Согласно закону РБ от 11.07.2011 года, норматив финансирования на одного ученика зависит от того, сколько жителей проживает в микрорайоне или в поселении. Чем меньше жителей, тем выше норматив.

Рассмотрим эту проблему на основе Бичурской школы №1. Это самая крупная школа в районе, детей в ней обучается больше, чем в других школах, населения в селе больше, а норматив финансирования ниже. Но ведь учителя учат детей, а не взрослое население поселения. В Бичурском районе 20 малокомплектных и 7 базовых школ. Все понимают, что закон призван способствовать сохранению малокомплектных школ, и против этого ничего не имеют. Но почему же их сохранение должно осуществляться за счёт других школ?

Почему в течение последних лет «благодаря» новой методике начисления заработной платы в школах выходит такой перекос в зарплате? Ведь получилось так, что в маленьких школах, где наполняемость классов в разы меньше, соответственно, и труда меньше (большая разница, когда в классах сидят по 20-25 человек и по 5-10), в больших школах зарплата гораздо ниже, чем у коллег из малокомплектных школ?! А ведь это отразится и на пенсии – она будет значительно ниже, чем у коллег из малокомплектных школ. НЕСПРАВЕДЛИВО!

Президент РФ Путин В.В. не раз говорил о том, что зарплата учителя должна зависеть от качества. Бичурская школа №1 многие годы является первой в рейтинге школ района практически по всем показателям, начиная от участия в олимпиадах и конкурсах и заканчивая успеваемостью. Ученики данной школы ежегодно занимают призовые места в районных олимпиадах и на конференциях, количество первых мест намного больше, чем у других школ; самое большое количество детей района, поступающих в вузы страны на бюджетной основе, – это дети из Бичурской школы №1.

Но при этом в школе ученико/час, исходя из которого формируется базовая часть зарплаты, один из самых низких в районе! В 2010 году он был равен 19 руб. 61 коп., в 2011 – 18,19 руб., в сентябре 2012 года – 16,71, а в октябре – 17,58. И никто разницу не компенсировал, не говоря уже об индексации, которой не было в 2011-2012 учебном году!

Получается, чем больше и качественнее работает педагог, тем меньше заработная плата! Чиновники разводят руками, ссылаются на закон о нормативах. Но ведь учителя не виноваты в том, что село большое. ИЗНАЧАЛЬНО РАБОТНИКИ ДАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТАВЛЕНЫ В НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОЛЛЕГАМ ИЗ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ, хотя и Конституция РФ, и Конституция РБ, и Трудовой кодекс РФ ЗАПРЕЩАЮТ, какую бы то ни было дискриминацию в оплате труда! Мы не понимаем, как в одном районе может быть такая градация в начислении базовой части заработной платы учителям школ?

За последние два года педагоги Бичурской школы многократно обращались и в районную прокуратуру, и в республиканскую, писали заявления в РУО, а воз и ныне там. Прокурорскими проверками установлено, что нарушений в начислении ученоко/часа нет, всё согласно закону о нормативах. Они даже объяснили, почему падает ученико/час, но на то, что это нарушает трудовые права учителей, внимания никто не обратил!

В ноябре 2011 года и в феврале 2012 года в Бичурской школе состоялись встречи с депутатом Народного Хурала РБ Павловым В.А., министром образования и науки РБ Дамдиновым А.В., которые объясняли такую ситуацию тем, что в Бичуре 5 школ, а должно быть 2 или 3. Что, учителя в этом тоже виноваты? Они ОБЕЩАЛИ рассмотреть эту проблему на апрельской сессии Хурала ещё в 2012 году. Мы внимательно следим за повестками сессий НХ. Народные избранники об этом вопросе так и не вспомнили.

В ноябре 2012 года прокурорской проверкой было установлено, что администрацией Бичурского района в нарушение методики определения объёма субвенций местным бюджетам на финансовое обеспечение муниципальных образовательных учреждений, утверждённых Законом «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия» №2210-IV от 11 июля 2011 года, принятого Народным Хуралом РБ 23 июня 2011 года, средства субвенции НЕПРАВОМЕРНО расходуются на оплату труда работников, не относящихся к педагогическим.

Прокуратурой района было внесено представление на имя главы Бичурского района Калашникова В.Г. Несмотря на это, за штат Бичурской школы №1 только в 2013 году было выведено 50% технических работников, остальной техперсонал, работников школьных столовых, медперсонал продолжает до сегодняшнего дня содержать школа из фонда оплаты труда раздела «Прочие». Аналогичная ситуация по всем школам Республики Бурятия.

Причина в том, что изначально, при принятии Закон РБ «О нормативах финансового обеспечения общего образования в РБ» был основательно не проработан, и сегодня всем очевидно, что данный закон не только морально устарел, но и физически.

Первоначально в самом названии закона была заложена юридическая неточность. Существующее определение закона дает право руководителю любого муниципалитета в существующий норматив образовательной организации включить любую должность с оплатой вплоть до дворника, убирающего центральную площадь.

Новая редакция закона должна четко разграничивать, какая часть норматива отводится на учебный процесс для реализации государственного стандарта общего образования, какая часть на содержание административно-управленченского аппарата, какая – на оплату вспомогательно-педагогического персонала школы, не связанного с учебным процессом, и какая часть на содержание технического персонала. Содержание, коммунальные расходы и ремонт разного вида образовательных учреждений финансируется из местного бюджета, где расходы прописываются отдельной строкой в бюджете. В этом случае не будет соблазна и путаницы

Индексация как проблема

Планировалось, что ежегодно общий фонд оплаты труда (ФОТ) будет индексироваться на уровень процентной ставки реальной инфляции в регионе. Впервые такая индексация была произведена в декабре 2010 года. К Новому году учителя реально получили прибавку к оплате.

В 2011-2012 годах ФОТ работников образовательных организаций в нарушение ст. 4 Закона РБ от 11.07.2011 года «О нормативах финансового обеспечения общего образования в РБ» проиндексирован не был по непонятным причинам. В то же время наблюдалась индексация ФОТ членам правительства РБ и депутатам НХ РБ. Согласно майским указам президента РФ В.В.Путина, где жестко указывалось на доведение заработной платы работников бюджетных организаций до уровня средней по экономике региона в 2013 году с учетом инфляции. Что было успешно исполнено. Были изысканы финансы, и на декабрьской сессии Народного Хурала РБ было принято дополнительное распределение на увеличение педагогическим работникам без материальных затрат в объеме 5,92%, что по Республике Бурятия составило 246 810 400 рублей. Данные средства были распределены по районам, которые успешно поступили в 20-х числах декабря.

Но, по всей видимости, до руководителей образовательных учреждений не было доведено, что это индексация ФОТ только педагогических работников, что привело к неприятным разборкам работников образователных учреждений. Многие коллективы не знали, куда их отнести? Отнести в стимулирующую часть? Тогда в некоторых школах стимулирующая часть стала бы больше, чем базовая, что неестественно.

Таким образом, председатели комитетов, руководители райоными отделами образования, директора школ стали изобретать свои варианты: 1. распределение по баллам, что привело к полной путанице; 2. распределение по нагрузке, где не учитывались индивидуальные особенности педагога и предмета; 3. за педагогический стаж. В отдельных школах, независимо от учебной нагрузки, поделили поровну.

Один директор школы в районе пошел дальше всех – он всю сумму распределил в коллективе за преданность данному образовательному учреждению. Это все произошло только потому, что не были четко сформулированы идеология и направление распределения декабрьской суммы. Как говорится, хотели как лучше, а получилось, у кого на что хватило фантазии.