Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Электронные учебники: риск или благо

В списке самого необходимого в школе неизменным пунктом остаются учебники. Ежегодно родители сталкиваются с непростой задачей: покупкой бумажных источников знаний. В замешательство приводят цены, разнообразие и сама необходимость постоянного обновления. В помощь родителям и школам Минобрнауки России предложил к 2015 году ввести электронные учебники.

Всего каких-то 10-15 лет назад покупка учебников была в категории последней необходимости. У каждой семьи была возможность обменяться учебной литературой, а каждая книга передавалась буквально по наследству. Необходимость приобрести новый учебник возникала только, когда старый источник знаний прилично дряхлел.

Сегодня мы вынуждены покупать учебники каждый год. Если у ребенка меняется школа, то учебники приходится покупать снова. Замкнутый круг трат появился из-за путаницы в методиках, авторах, производителях, издательствах. Исчезло понятие единой базы учебников, одинаковых для всех. Работники образования объясняют это полной «демократией» учебного процесса

Глаза разбегаются

– Да, есть жесткие требования к школьной программе. Рамки остались. Нам дают обновленную базу рекомендованных учебников. Но в этом списке очень много авторов. Любой учитель выбирает свою методику преподавания и соответственно свой учебник из списка. Поэтому возникает такая путаница. Раз в пять лет от школ требуют обновления базы учебников на более поздние годы издания. Сегодня в некоторых школах закупают новые учебники только для 1-го и 4-го классов. Мы обязаны это делать. Другое дело, что не везде хватает бюджета, чтобы еще и на остальные классы закупить комплекты учебников, – объясняет библиотекарь Саяна Бурлакова.

В результате родители вынуждены утягивать пояса. В этом году один комплект новых учебников для начальной школы стоит от 2,5 тыс. до 3 тыс. рублей в среднем по Бурятии. Комплект новых учебников для старшеклассников в магазинах города обойдется от 5 тыс. до 6,5 тыс. рублей в среднем. Стоимость одного учебника составляет от 350 до 500 рублей. При этом в крупном магазине Улан-Удэ нам удалось найти учебники даже за 700 рублей за 1 штуку.

На рынках города появилась «бюджетная» альтернатива для родителей. Продавцы предлагают купить комплект подержанных учебников всего за 2 тыс. руб., то есть за 150-200 руб. за штуку. Однако покупка таких учебников связана с риском. Они могут не подойти по программе. Ведь школы сегодня требуют учебники только последних лет издания, того же требует и введенный стандарт образования.

В итоге родителям, да и самим школам приходится здорово помучиться с подбором соответствующей учебной литературы. Плюс ко всему непомерные траты из семейного кармана.Кроме того, учебники обмену и возврату не подлежат. В школах не всегда есть точный список всех учебников, поэтому, многие родители дожидаются сентября, а потом, узнав нужный перечень учебников, в массовом порядке штурмуют магазины учебников. Как правило, чего то не достается, родители разыскивают учебники по всему городу. Мороки хватает.

Законодатели предложили ввести электронные учебники взамен бумажных. Погоня ли это за модными тенденциями или попытка улучшить учебный процесс?

Всеобщая планшетизация

Электронные учебники введены в Южной Корее, Великобритании и США. В России до массовой информатизации образования пока далеко. Однако с 1 января 2015 года, согласно закону об образовании, можно будет издавать только те учебники, для которых есть электронная версия. Эксперты говорят, что дети тех стран, где используют электронные учебники, довольны. Портфель облегчился на пару-тройку килограммов, учиться стало интересно и компьютерные технологии осваиваются очень быстро. Учителя заметили повышение эрудированности учащихся, их самостоятельность в изучении материала и дешевизну метода. Российские учителя готовы к повышению квалификации и информатизации учебного процесса.

Учителя Бурятии к этой идее пока относятся неоднозначно. «Я не против этого. Но надо, чтобы у детей были дома компьютеры. В работе я использовала уже электронные учебники. Это удобно. Их преимущество в том, что можно вложить очень много материала в них, который дети могут самостоятельно искать по ссылкам. С точки зрения здоровья, это не вполне нормально. Я думаю, что их можно и даже нужно использовать. При этом нужно знать точно, сколько по времени можно на них работать. Представьте, сколько придется сидеть за компьютером, чтобы учиться. И СанПины запрещают работать на компьютере долго. Поэтому считаю, что всего должно быть в меру», – говорит Наталья Куликова, учитель химии и биологии.

Согласно школьным СанПиНам, даже старшеклассникам больше 25 минут подряд работать с компьютером запрещено. Учащимся младших классов и того меньше. Как правило, современному ученику для полноценной подготовки к урокам приходится корпеть над учебником от 30 мин. до 1 часа. Однако эксперты уверены, что опасность массовой планшетизации школ сильно преувеличена. Ведь к моменту внедрения опыта зарубежных стран в российских школах все будет рассчитано. Сохранится здоровье учеников и эффективность обучения. Тонкий расчет идет и на существенное удешевление учебного процесса. Это коснется как самих школ, так и родителей, которые будут освобождены от непомерных трат на покупку учебников.

Это подтверждается и британскими специалистами. Там электронными учебниками пользуются уже на протяжении нескольких лет. Затрачено на это удовольствие было около 7 тыс. фунтов стерлингов (примерно 360 тыс. рублей) на одного ученика. Зато, по подсчетам экономистов, оказалось, что это в несколько раз дешевле, чем учиться по старинке.

Не «за» и не «против»

Кстати, некоторые старшеклассники Бурятии уже несколько лет назад самостоятельно попытались внедрить передовой опыт подобия электронного учебника в свою жизнь.

– Я в прошлом и в этом году просто скачиваю 2-3 учебника из Интернета. Они ничем не отличаются от бумажных, зато родителям меньше тратиться. Договариваюсь с учителями и нормально учусь, – рассказывает ученица 9 класса Саяна Аюшеева.

В итоге, у учеников и учителей появляется выбор – пользоваться старой бумажной книжкой или цифровым гаджетом с теми же страницами и заданиями. Хотя книга иногда выглядит надежнее электронного устройства, которое зависит от энергетического источника питания, имеет свойство завирусовываться, а его ремонт может дорого обойтись. К тому же пока непонятно, за чей счет будет внедряться нововведение. Планшеты для школы будет приобретать учебное заведение или сами родители на собственные кровные? И дойдет ли такая модернизация до сельских школ, где сначала необходимо создать инфраструктуру? Пока вопросов больше, чем ответов.