Как в любом мистическом учении, в шаманизме есть понятие злых духов, вредящих человеку. В бурятской традиции их называют «альбинами». Дословный перевод – «чёрт», наиболее опасными считаются сущности женского рода. Их пища – энергетика людей, они усиливаются, паразитируя на ней. Будучи бесплотными, как все духи, накопив силу, «альбины» становят видимыми и даже осязаемыми. Их описывали либо как антропоморфные фигуры в половину роста человека, либо как одно лицо без тела или руку с глазами. Присасываясь к энергии человека, злые духи вызывают упадок сил и болезни, порой со смертельным исходом. Каждый умерший усиливает «альбина», он становится более опасным, может материализоваться.

– У человека есть жизненная энергия, когда он умирает, она высвобождается и переходит в эту сущность, – рассказывает Баир Цырендоржиев, глава шаманского объединения «Тэнгэри». – Если злой дух одолел много людей: один человек захворал и умер, потом другой, он может проявлять себя на физическом уровне.

Злые духи опасны и тем, что вселяются в человека, толкая его на губительное поведение – пьянство, беспутную жизнь, конфликты с обществом. Могут вызвать просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые видения. Злые духи могут привлекать несчастные случаи.

Чаще всего злые духи – просто неупокоенные умершие. Не так давно в бурятских СМИ проходила статья о призраке ребёнка, державшем в страхе население одной из деревень. Много неупокоенных душ бывает на кладбищах. Некоторые люди могут видеть там их астральные тела.

– Когда человек умирает, его душа в течение сорока девяти дней предстаёт перед Эрлик-ханом, – рассказывает Баир Жамбалович. – Там решается вопрос его дальнейшего перерождения. Но часто неупокоившиеся духи остаются на земле. Они набирают силу, и человек начинает их видеть, осязать. Задача религиозных деятелей – провести специальные обряды упокоения.

Другой вид духов, опасных для человека, это потревоженные «хозяева местности». Часто причина – грубое вторжение во владения духа. Например, человек решил построить дом, вырубил участок леса, при этом не провёл необходимых ритуалов задабривания. Возмущённый дух начинает мстить. Приходится прибегать к помощи специалистов, будь то шаман или священник-экзорцист. В шаманизме потревоженному «хозяину местности» обычно даётся угощение, сопровождаемое молитвами о прощении.

Конфликт человека и духа может породить и неподобающее поведение в обиталище духа. Где-то на природе не следует громко кричать, особенно в ночное время, шуметь, мусорить, пьянствовать, предаваться разврату. Духи селятся обычно в малопосещаемых местах. Помимо природных объектов – лесов, гор, пещер, ущелий – это могут быть полуразрушенные здания, индустриальные руины. В светлое время суток лазить там можно, но после захода солнца это может быть опасно. Так что «сталкеры», обожающие лазить по «заброшкам», рискуют. В старину в ночное время категорически запрещалось ходить в лес, отлучаться далеко от дома, выпускать на улицу маленьких детей.

Другое излюбленное место встреч духов – перекрёстки дорог, они двигаются обычно теми же путями, что и человек. Кстати, у русских есть поверье, что нельзя гадить на дорогах – «леший обидится». По словам Баира Жамбаловича, поверья о нечистой силе у всех народов очень похожи. Но следует сказать, что в шаманизме нет строгой категории «злых духов» как существ, чья суть нести зло человеку.

– Люди привыкли обелять себя, привыкли всё, что не от Бога, воспринимать, как зло, – говорит Баир Жамбалович. – Но часто злых духов мы сами делаем злыми, вторгаясь в их покой. Люди часто ведут себя аморально, не помнят старинных обычаев и гневят этим «хозяев места». В таких случаях мы говорим о дисбалансе, нарушении гармонии. Много зла исходит от самих людей: зависть, грубость, проклятия.