В Бурятии прокуроры стали больше выявлять преступлений коррупционной направленности

По словам прокурора РБ Валерия Петрова, количество выявляемых нарушений возросло — с 905 за аналогичный период 2013 года до 1133 в 2014 году.
Общество |

Не случайно и высокое внимание руководства страны к борьбе с коррупционными проявлениями. В этой связи Международный день борьбы с коррупцией, ежегодно отмечаемый 9 декабря, приобретает все возрастающую актуальность. Об этом «МК в Бурятии» беседует с прокурором Бурятии Валерием Георгиевичем Петровым.

— В последнее время в нашей стране был предпринят целый ряд мер по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях власти, вплоть до расширения круга чиновников, обязанных предоставлять сведения о доходах и имуществе. Весной нынешнего года указом президента страны был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы. В свою очередь и прокуратурой республики тоже был принят комплексный план соответствующих мероприятий по предупреждению и профилактике коррупции. Анализируя результаты нашей работы, хотел бы отметить, что количество выявляемых нарушений существенно возросло — с 905 за аналогичный период 2013 года до 1133 в 2014 году. К дисциплинарной ответственности привлечено 197 должностных лиц, принесено 11 протестов, к административной ответственности привлечено 8 должностных лиц, в суды направлено 93 иска.

— В каких сферах чаще всего выявляются нарушения?

— Наиболее подверженными проявлениям коррупции по-прежнему остаются сферы распоряжения бюджетными средствами, жилищно-коммунального комплекса, дорожного строительства, земельных правоотношений. Продолжают выявляться нарушения при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Органами прокуратуры по результатам общенадзорных проверок возбуждено 24 уголовных дела, в прошлом году 18 уголовных дел.

— Можно пример?

— В рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» республике в 2008 году выделено более 250 млн. рублей на строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал в селе Максимиха, в том числе полигона для отходов и очистных сооружений. По сигналам жителей Максимихи мы провели проверку, которая показала, что строящийся объект рассчитан на обслуживание 80000 человек, в то время как в Максимихе проживает 300 человек. Напрашивается вопрос: зачем такой объект нужен? Кроме этого ведущий специалист управления капитального строительства правительства Бурятии Шугуров, несмотря на частичное невыполнение работ и проведение работ ненадлежащего качества генеральным подрядчиком ООО СК «Сибирь», подписал фиктивные акты выполненных работ на 54 миллиона рублей. В итоге федеральная программа не выполнена, объект сдан на бумаге. По материалам проверки прокуратуры в отношении Шугурова возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Уголовное дело прекращено по амнистии. Ущерб не возмещен. Сейчас решается вопрос о взыскании с виновного похищенных денежных средств. Кстати, объект так и не запущен в эксплуатацию, поскольку для этого требуется выполнить работы, средства на которые похищены. Сам объект по сути брошен, находится без охраны и к тому же потихоньку расхищается.

— Сколько с начала года в Бурятии было выявлено преступлений коррупционной направленности?

— 93 преступления. Это в основном мошенничество, взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, служебный подлог. К примеру, по фактам получения и дачи взяток возбуждено 29 уголовных дел, за что привлечено к ответственности 5 должностных лиц органов внутренних дел, 2 сотрудника федеральной службы исполнения наказания, 2 работника министерства здравоохранения, 1 преподаватель и 1 работник лесничества.

В сентябре было возбуждено уголовное дело в отношении замначальника отдела по выявлению налоговых преступлений управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД майора полиции Намсараева. Этот случай широко освещался в СМИ. Напомню, что Намсараев получил от представителя строительной компании взятку 500 тыс. руб. за обещание оказать содействие в благоприятном исходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении него. Проводится предварительное расследование, подозреваемый находится под стражей.

— Каков исход подобных дел? Виновные получают реальное наказание?

— Обвинительные приговоры постановлены по 34 делам в отношении 35 лиц, из которых к реальному лишению свободы осуждено 5, к лишению свободы условно — 15 человек и столько же оштрафовано. Дополнительные наказания назначены 14 лицам, в том числе в виде штрафа — 11, а лишение права занимать определенные должности — 3. Среди осужденных — бывший министр сельского хозяйства Манзанов, 2 лица, занимавшие руководящие должности в ФКУ УФСИН РФ по РБ, в том числе бывший начальник управления ФСИН РФ по РБ Суш, 2 руководителя учебных заведений, 1 депутат выборного органа.

— Что подразумевается под профилактикой коррупционных проявлений?

— Это комплекс мероприятий. Например, работа по искоренению коррупции в системе госуправления и муниципалитетах начинается на дальних подступах. То есть с процедуры отбора кандидатов на ту или иную должность, так как любой гражданин, который хотел бы стать муниципальным или государственным служащим, должен осознавать, что вступление в должность неразрывно связано с жесткими антикоррупционными требованиями, с ограничениями, которые он обязан строго соблюдать. И берет на себя эти обязанности добровольно. Участие сотрудников прокуратуры в конкурсных процедурах по формированию кадрового резерва, проверке кандидатов позволяет пресекать проникновение в аппараты лиц, рассматривающих службу как источник неправомерного обогащения. Работниками прокуратуры изучаются личные дела должностных лиц, в результате чего выявляются люди, не имеющие права занимать должности в силу закона.

— Расскажите о самом типичном случае.

— Проведенной прокуратурой республики совместно с УФСБ РФ по РБ проверкой деятельности должностных лиц министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ установлен факт незаконного включения Дондупова Ж.Б. в кадровый резерв для замещения вакантной должности первого замминистра и последующего назначения на должность заместителя министра этого ведомства. Вопреки требованиям закона о наличии у претендента стажа государственной гражданской службы не менее 6 лет или стажа работы по специальности не менее 7 лет у Дондупова реальный стаж по специальности не превышал 4 лет 6 месяцев. Однако комитетом госслужбы и кадровой политики, возглавляемым Башкирцевым А.Ю., неправомерно включен в стаж Дондупова период прохождения им действительной военной службы — 2 года, составивших в льготном исчислении 4 года.

Более того, выявлен факт использования кандидатом на пост заместителя министра Дондуповым диплома об окончании Якутского госуниверситета, подлинность которого не подтверждена учебным заведением, что свидетельствует о совершении им преступления, порочащего честь и достоинство государственного гражданского служащего. В ходе проверки Дондупов вынужден был уволиться с занимаемой должности. Прокуратурой главе республики внесено представление, материалы по факту использования подложного диплома направлены в следственные органы Республики Саха-Якутия. По ним проводится доследственная проверка.

Несоблюдения конкурсных процедур при назначении на должности муниципальной службы выявлялись и в администрации Улан-Удэ. Вопреки требованиям закона без конкурса на должность исполняющего обязанности начальника управления дорожного строительства назначен П.В.Фролов. В результате прокурорского вмешательства договор с Фроловым расторгнут, виновное лицо привлечено к ответственности.

— Валерий Георгиевич, борьба с коррупцией это не только забота прокуратуры. Каким образом налажена эта работа в иных органах?

— Да, действительно в решении этой задачи обязаны участвовать все органы государственной власти, для чего продуман и введен целый ряд инструментов по профилактике и выявлению коррупции. В первую очередь в государственных органах это принятие ведомственных актов, предусматривающих нормы антикоррупционного поведения, создание и деятельность комиссий по конфликту интересов. Так, при проверке деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов управления федерального казначейства по РБ прокуратурой было выявлено, что комиссией рассматривался вопрос о нарушении сотрудником УФК по РБ требований к служебному поведению, выразившихся в получении последней от поставщика по госконтракту 130 тысяч рублей. Комиссия, установив факт совершения госслужащим действий, содержащих признаки уголовно-наказуемого деяния (получение взятки), в нарушение требований закона документы в правоприменительные органы не передала, фактически скрыв совершенное работником деяние. Материалы проверки по этому факту направлены нами в следственные органы. В УФК по РБ внесено представление.

Кроме того, выявлено 182 нарушения обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя или членов своей семьи. Нарушения, связанные с недостоверным представлением сведений о доходах и имуществе, установлены в министерстве имущественных и земельных отношений, министерстве финансов, министерстве строительства и модернизации ЖКК, в учреждениях, подведомственных министерству образования и науки. А также в аппарате Народного Хурала РБ, территориальных органах пенсионного фонда и фонда социального страхования, в ФГБУ «Байкальское бассейновое управление по рыболовству», органах местного самоуправления большинства районов.

Например, первый заместитель руководителя администрации Улан-Удэ З.Г.Сангадиев при представлении сведений о доходах за 2013 год не указал полученный доход от администрации главы РБ и правительства РБ в сумме 50 тыс. руб.

— В последнее время уделяется много внимания выявлению фактов коррупции при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

— Ежегодно в республике выявляется более 3 тысяч нарушений законов в этой сфере. Пресекались факты неправомерного и нецелевого расходования бюджетных средств. Только за последние полтора года более 60 чиновников привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства при размещении заказов. Четыре раза к административной ответственности привлекался руководитель ГКУ «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы и правительства РБ» Сучков, незаконно ограничивавший круг участников торгов путем их неправомерного проведения в закрытой форме. Более того, в настоящее время в отношении Сучкова расследуется уголовное дело по факту нецелевого использования бюджетных средств на сумму около 70 млн. рублей.

Всего по материалам прокурорских проверок возбуждено свыше 60 уголовных дел.

— В начале нашей беседы вы упомянули, что приоритетными задачами прокуратуры является недопущение возникновения самой возможности коррупционных проявлений, повышение уровня правосознания в обществе. Каким образом прокуратура проводит эту работу?

— В первую очередь это проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. В этой сфере органами прокуратуры за 9 месяцев года на предмет коррупциогенности изучено около 9 тысяч нормативных правовых актов и проектов актов органов госвласти и местного самоуправления РБ. Выявлено 498 коррупциогенных факторов в 312 нормативных правовых актах и проектах. Цифры впечатляющие, так как каждый коррупциогенный фактор это лазейка для недобросовестного чиновника, дающая ему возможность использовать незаконный правовой акт в своих интересах. К примеру, проектом решения Улан-Удэнского горсовета «О внесении изменений в решение Улан-Удэнского городского совета депутатов «Об утверждении положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Улан-Удэ» предлагалось установить исключительное право на получение доплаты для руководителя администрации Улан-Удэ по отношению к другим должностям, отнесенным реестром к той же группе должностей, что и руководитель администрации. Отрицательное заключение прокуратуры республики рассмотрено — проект решения снят с повестки сессии совета депутатов.

Хочу отметить, что прокуроры принимают активное участие в повышении правосознания граждан, проводят встречи с коллективами, выступают в СМИ. Большое внимание уделяется повышению правосознания среди подрастающего поколения, для этого проводим выступления в образовательных учреждениях. Ряд районных прокуроров провели конкурсы рисунков, сочинений среди школьников на тему противодействия коррупции, и хотелось бы отметить, что большинство детей очень ответственно подошли к этому, выражая свою негативную позицию к коррупции.

Убежден, что добиться кардинального снижения уровня коррупции в обществе можно только действуя последовательно и системно по всем направлениям — от совершенствования законодательства, работы правоохранительных и надзорных органов, органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.

— Спасибо за беседу!

Кол-во просмотров: 1060

Поделиться новостью:


Поделиться: