Продолжение. Начало в № 49

24 декабря отмечался День дальней авиации России. Главную цель своей службы пилоты обозначают так - чтобы не было у нас врагов. Сейчас на вооружении страны стоят мощные разведывательные самолеты, истребители и бомбардировщики. Как не странно, но к оборонительному щиту, состоящему из этих мощных машин можно отнести и небольшой вертолет КА-25, который выпускался в Улан-Удэ на заводе «№99».

В разгар холодной войны главным боевым аргументом угрозы стали атомные подводные лодки. «Железные акулы» НАТО окружали СССР по всему морскому периметру. Но благодаря советским конструкторам было найдено средство легкого обнаружения и уничтожения подлодок. Ими стали небольшие, но универсальные в применении вертолеты КА-25, миссия по производству которых была возложена на Улан-Удэнский авиазавод (УУАЗ).

В условиях строжайшей секретности на нашем авиазаводе были собраны и отправлены конструкторам два первых опытных образца КА-25. Уже с третьей машины началось наполнение этих вертолетов передовыми новинками военно-инженерных разработок. Каждая следующая машина отличалась чем-то новым, но каждую машину берегли, как зеницу ока.

Для защиты авиазавода был создан "противовоздушный щит" из ряда объектов ПВО, эффектно замаскированных в Улан-Удэ под гражданские объекты. До сих пор местные жители теряются в догадках о том, когда появились и для чего предназначались странные сооружения, оставшиеся на месте этих ныне баз ПВО.

После изготовления КА-25 доставляли к местам испытаний, а затем и к пунктам базирования. При этом иностранные разведки всячески сбивали со следа. Основным местом испытаний и применения вертолетов стали бассейн Черного, Средиземного и других морей, со стороны которых исходила основная угроза Советскому Союзу.

Сначала из Улан-Удэ вертолеты отправляли на Дальний Восток, а потом запутанным маршрутом доставляли в пункт назначения, через Одессу в Очаков и так далее. Уже там, но на удалении от места дислокации в несколько километров, были возведены бутафорные ракетные комплексы на военных базах. Противник видел ощетинившиеся в сторону моря ракеты и орудия, которые на самом деле были пустыми трубами и коробками.

Очень сложно были устроены короба, в которых транспортировались вертолеты. Они были созданы специально для удобства перевозки и для быстрого взлета КА-25. В этих коробах вертолеты находились в состоянии постоянной боевой готовности. Сами вертолеты КА-25 уже отправлены в резерв. Однако из этих коробов оказалось возможным строить дома. И на причерноморском побережье выросли целые поселки, созданные из этих вертолетных упаковок.

Прекрасным средством для скоростного перебазирования и приведения в боевое положение вертолетов КА-25 были катера типа «Ярославец». Изначально эти катера создавались из расчета на транспортировку на железнодорожных платформах в одном эшелоне с вертолетами. Таким образом, один железнодорожный состав мог оперативно перебросить и ввести в бой десятки боевых единиц вертолетов и катеров, которые могли перевозить эти вертолеты по воде. В настоящее время, кстати, эти катера до сих пор составляют основу флота на Байкале, да и на других крупных внутренних водоемах страны.

Конструкторы постоянно совершенствовали КА-25. Появились модификации со складывающимся лопастным оперением, благодаря чему стало возможным базировать и использовать вертолеты даже на сравнительно небольших кораблях не боевого назначения. Угрозу противнику представляли уже не крейсеры, а даже безобидные танкеры, из трюма которых в любой момент мог вылететь вертолет – и не только разведывательный, но и несущий внушительное вооружение.

Затем на смену КА-25 пришла другая машина - вертолет КА-27, производство которых было перенесено в другой регион. Туда же переехали многие специалисты, работавшие над КА-25. УУАЗ остался лидером республиканской промышленности, внося значительный вклад в оборонный заказ России, выпуская и самые надежные гражданские вертолеты среднего класса. А КА-25 занял почетное место на постаменте на нашем авиазаводе.