Перед тем как стать шаманами большинство людей - около 70% - болеют так называемой шаманской болезнью. Это сильнейшее нервное расстройство, которое не лечит обычная медицина. И лишь посвящение в шаманы способно снять недуг.

– У каждого человека болезнь проявляется по-разному. У некоторых в виде болезней различных органов. При этом врачи не могут поставить диагноз, – рассказал «Новой Бурятии» верховный шаман религиозной организации «Тэнгэри»Баир Цырендоржиев. – Бывают психические нарушения. Человек слышит, видит различные сущности. Может развиться падучесть, не будет налаживаться жизнь.

Наследственный дар

Шаманские способности передаются по наследству. Вся сила в шаманском корне (по по-бурятски «удха»). Согласно тенгрианским религиозным воззрениям, у каждого шамана есть Мать-Хищная Птица. Она показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Птица забирает его душу, уносит в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает духовное тело потенциального кандидата в шаманы на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. После поедания всего тела духи уходят. А Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается, как от глубокого сна.

Иногда инициация шамана проходит по другому - злые духи уносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года (для тех, кто станет низшим шаманом, только на один год). Именно там душа шамана проходит посвящение. Духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть свое расчленение) и разрывают духовное тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой (духи различных болезней). Только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь.

Вот фрагмент из книги В.Н. Басилова «Избранники духов»: "Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад. Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье".

Отказ от судьбы

Смысл шаманской болезни – смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение – результат призыва человека духами предков. Если избранник отказывался, он либо умирал, либо сходил с ума.

- Если человек отказывается от дара, то он будет убыточен во всем. Не только в финансовом плане, но и в психологическом, – отметил Баир Цырендоржиев.

Можно привести для этого высказывания пример. Имя легендарного мошенника и афериста Цырена Гананова известно далеко за пределами Бурятии. За плечами уроженца Курумканского района не одна судимость, побеги из следственного изолятора, психиатрической больницы и десятки доказанных в суде преступлений. Мошенник известен не только правоохранительным органам. О нем не раз сообщали СМИ, в том числе и федеральные. Его жертвами становились не только пенсионеры, но и сотрудники полиции. Так, в Иркутске Гананов, представившись слушателем Высшей школы милиции, попросил форму у полицейского, чтобы якобы сфотографироваться. Тот ему поверил. При этом ранее ни по одной судимости он не отбывал срок. А в молодости ему поставили диагноз «мания преследования». Судебно-психиатрическая экспертиза раз за разом признавала его невменяемым и отправляла на принудительное лечение. Из этих больниц Цырен благополучно сбегал. При этом обслуживающий персонал утверждал, что мимо них он не проходил.

На малой родине Гананова - в Курумканском районе - его считают человеком, заблудившимся в жизни. Некоторые связывают его поведение с наследственностью. Так, ранее по его родословной жила и помогала людям сильная шаманка-удган. Она обладала настолько сильными способностями, что могла одним движением руки остановить бегущую лошадь.

Вероятно, столь сильный шаманский дар мог быть передан Цырену Гананову, однако, по всей вероятности, он не справился с этим даром. Ведь сложность процесса перехода в том, что происходит изменение основ мировоззрения. Под влиянием депрессивного состояния человек совершает активные действия, меняет стиль жизни. Разрушает контакты с социумом, теряет свое место в окружении, постоянно меняющееся мироощущение заставляет совершать поступки, которые для внешнего окружения кажутся, по крайней мере, странными. От этого теряются друзья, работа, может, даже семья.