Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Включив однажды телевизор, я увидел, как проходила первая сессия вновь избранного Улан-Удэнского городского Совета депутатов 5-го созыва. На этой сессии председательствовал председатель Избирательной комиссии г. Улан-Удэ Юрий Онгоржонов.

Но ведь председатель избиркома не имеет права вести сессию. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования (горсовета. – Авт.), согласно ч. 14 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществляет глава (мэр города. – Авт.) муниципального образования (МО). А в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы администрации, то организующую работу ведет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.

11 декабря 2012 года в Улан-Удэ впервые горсовет 4-го созыва избрал мэра города-председателя горсовета, согласно новому порядку, из своего состава – Александра Голкова. Он и мэрствует по сей день.

Именно мэр города-председатель горсовета, согласно ст. 23.1 Устава города и положений №131-ФЗ, подписывает и обнародует решения, принятые горсоветом, созывает заседания горсовета, осуществляет руководство в подготовке сессии горсовета, председательствует на заседаниях сессии горсовета, Дне депутата и т.д.

А в ст. 4 Регламента Горсовета установлено, что первая сессия вновь избранного горсовета созывается председателем городской Избирательной комиссии. Он же открывает первую сессию. Однако в этой ст. 4 не установлено, что председатель избиркома правомочен председательствовать на данной сессии вновь избранного горсовета. Более того, в ч. 3 ст. 7 Регламента установлено, что мэр города ведет сессии горсовета, заседания Дня депутата, совместные заседания комитетов и т.д. В его (мэра города. – Авт.) отсутствие на сессиях и других заседаниях председательствует заместитель мэра.

В случае отсутствия мэра и его заместителя председательствует один из председателей постоянных комитетов горсовета. Это же установлено и в Уставе города и в ФЗ-№131. Другим лицам непозволительно председательствовать, в том числе и на первой сессии вновь избранного горсовета.

Исходя из этого, получается, что первая сессия вновь избранного горсовета 5-го созыва, которая почти полностью прошла под председательством руководителя Избирательной комиссии г. Улан-Удэ Юрий Онгоржонова, прошла незаконно, с нарушением требований Устава города, Регламента горсовета и ФЗ-№131.

В этой связи я начал оспаривать законность проведения первой сессии вновь избранного горсовета 5-го созыва в Советском райсуде. Точно так же, как оспаривал и решение об избрании мэра города с полномочиями председателя горсовета 5-го созыва. Суд отказал в удовлетворении моего заявления.

Суд установил:

  1. Что при проведении первой сессии вновь избранного горсовета 5-го созыва мэра города не было. Голков был мэром с полномочиями председателя горсовета 4-го созыва, которые, по мнению суда, завершились еще до первой сессии горсовета 5-го созыва. Поэтому и председательствовал на первой сессии горсовета 5-го созыва председатель избиркома города.
  2. По версии суда, Голков на первой сессии горсовета 5-го созыва участвовал в работе сессии в качестве рядового депутата горсовета, а не мэра города. Но когда в конце работы сессии Голкова избрали мэром города с полномочиями председателя горсовета 5-го созыва, он сразу же принял присягу и вступил в должность. И начал председательствовать на первой сессии горсовета 5-го созыва.
  3. По версии суда, Голков стал мэром-председателем горсовета 5-го созыва сразу же, как только депутаты горсовета проголосовали на выборах мэра города и огласили результаты. Но ведь решение это фактически не было оформлено, никем не подписано, а потому и не вступило в законную силу.

Но суд почему-то решил, что при отсутствии оформленного и подписанного надлежащим лицом решения горсовета по выборам мэра города Голков стал мэром и уже в этой должности подписал все решения горсовета 5-го созыва. В том числе и решение об избрании себя самого в качестве мэра.

Как мэр с полномочиями председателя горсовета 5-го созыва мог подписать решение об избрании мэра горсовета 5-го созыва, то есть самого себя? Это решение горсовета является недействительным – оно принято с нарушениями требований Устава города, Регламента горсовета и ФЗ-№131.

Парадокс – суд признал все эти действия законными, хотя при этом установил все обстоятельства незаконности решения горсовета.

И Голков, получается, до сих пор не является мэром города с полномочиями председателя горсовета 5-го созыва. Получается, что он не вправе проводить работу мэра. И пока нет законного решения горсовета об избрании мэра города, то Голков по Уставу города до сих пор остается мэром с полномочиями председателя горсовета, но не 5-го, а 4-го созыва. И у мэра-председателя горсовета 4-го созыва есть только единственное право – созвать и провести первую сессию вновь избранного горсовета 5-го созыва и председательствовать на ней.

Отметим, что ранее – до 11 декабря 2012 года – главой МО г. Улан-Удэ в должности мэра был Геннадий Айдаев. Он исполнял полномочия главы местной администрации, а Александр Голков был председателем горсовета. Мэр избирался населением города на муниципальных выборах. Но в Устав города внесли изменения («защита от дурака»). В результате этого полномочия мэра изменились. Если ранее у мэра были полномочия главы администрации, то при новом порядке мэр города еще наделялся полномочиями председателя горсовета. И избирался не на всенародных выборах, а депутатами горсовета из своего состава.

Как самостоятельная должность, председатель горсовета упразднялся, поскольку при новом порядке сам мэр был председателем горсовета. А главой местной администрации становился руководитель администрации г. Улан-Удэ – «сити-менеджер».