Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Проходящий в республике праздник Белого месяца был отмечен в Союзе художников РБ крупной выставкой мастеров изобразительного искусства «Сагаалган», наглядно отражающей в художественных образах характерные стороны этого общенационального события.

Приходящие в первые весенние дни Сагаалгана приобщиться к миру искусства гости вернисажа воспринимают эти чудные мгновения как щедрый подарок к традиционному празднику бурят-монгольской ойкумены. Общее впечатление от увиденного переходит у зрителей в фазу внимательного созерцания, эмоционального переживания и оценки отдельных произведений, из которых слагается этот многоликий конгломерат образов и сюжетов.

Очевидно, что даже известные мастера стремятся активно проявить себя в его смежных видах и жанрах, не свойственных ранее их привычному амплуа. Яркий пример тому – широкий спектр произведений, явленных публике заслуженным художником РБ, мастером гобеленного ткачества Татьяной Дашиевой: «Байкал» (живопись), «Богатство нашего народа» (цветная графика), «Сэсэгма» (гобелен из конского волоса), «Бусы» (плетение из кожи) и др.

Активный творческий период переживает народный художник РБ Валентин Архипов. Он открывает для зрителя новые горизонты своих живописных и графических возможностей. Его авторству принадлежат этюдный цикл «Бабушкин» («Осень в Мысовой», «Речка Мысовка», «Клюевка. Байкал»), городской пейзаж «Дворик», графическая жанровая композиция «Разговор».

Оригинальны по стилистике и образной трактовке произведения цветной графики. «Калмыцкий танец «Чичирдык», «Степные сфинксы», рожденные неистощимой силой воображения, включил в экспозицию заслуженный художник РФ Юрий Мандаганов, ведущий творческий профиль которого – флорентийская мозаика, создаваемая уроженцем Закамны из самоцветов восточно-саянского происхождения.

Этнографическая панорама древнего праздника с его натурфилософским смыслом и духовным торжеством, осененная спокойным внутренним светом, зримо присутствует в триптихе «Праздник Белого месяца» народного художника РБ Любови Нохоевой. Близкие по тематике архетипные мотивы Белого месяца находят отражение в картинах молодых авторов Виктории Рабжаевой «Подношение Вселенной в день Зула Хурал», Саяны Батуевой – «Таяна» из серии «Восточные женщины», Ирины Олерской – «Большой костер. Танец тэнгриев», Цырегмы Болотовой – «Священный костер» и др.

Восхищающие новизной авторского почерка и свежестью природного дыхания акварельные листы создал народный художник РБ Баир Тайсаев. Романтическим языком «водной» живописи они воспевают стихийную поэзию морского пейзажа («Солнечный ветер», «Байкал. Восточный берег»), как неизбывную данность проповедуют органичную слитность человека с природным окружением («Час благословения», «Снег на праздник»). Исключительно тонкая техника исполнения, изысканное чувство стиля и «бисерная россыпь» колорита акварелей Баира Тайсаева не оставляют равнодушным даже неискушенного зрителя.

Многочисленные плоды творческого труда, утверждающие оптимизм, полноту чувств и радость жизни, являет зрителям заслуженный художник РФ Бальжинима Доржиев в живописных композициях «Сагаалган в деревне», «Девушка в шляпе», «Стрекоза», «Зов» и др.

Знакомый каждому сюжет ритуального действа (обрядовое украшение куста цветными лентами) в гармонии с палитрой чистых локальных цветов составляют единый контент новой живописной картины Любови Воронцовой «Обращение». Эмоционально насыщенные интенсивным звучанием цвета и лично прочувствованные молодым автором бытовые мотивы старого города воплощены в небольших пейзажах Германа Яковлева «Январь» и «Краски зимы», чутко передающих состояние зимнего времени года.

Уверенную технику живописи и собственный взгляд на окружающую действительность демонстрирует в этюдах «Степь» и «Натюрморт с самоваром» Григорий Либман, только вступающий на стезю профессионального искусства. Духовный отклик у зрителей вызывают и его работы на современную урбанистическую тематику, в частности, «Образ города».

В общем зрительном ряду обращает на себя внимание живописная миниатюра Алены Цыденовой «Внучек», подкупающая теплым, трогательным чувством и национально окрашенным колоритом. Столь же искренние и непосредственные детские образы находят воплощение в бытовой жанровой сцене «Деревенские хлопоты» Д. Ангирова, а также в сюжетной картине «Детство» Анатолия Черных.

Среди станковых листов рисованной и печатной графики доминируют своим масштабом, гротескно выраженной формой и повышенной экспрессией фигуративные композиции Евгения Болсохоева «Рождение богатыря» и «Танец орла», выполненные в технике линогравюры.

Вместе с тем стержневую основу выставки составляют разные по тематике и языку самовыражения реалистические, сюрреалистические, авангардные произведения живописи мастеров старшего и среднего поколений: заслуженного художника РФ, председателя Совета ветеранов Союза художников Бурятии Иннокентия Налабардина «Солнечный день», народного художника РБ Баясхалана Лыксокова «Байкал зимой», заслуженного художника РБ Владимира Поспелова «Без названия», заслуженного художника РБ Жамсо Раднаева «Забытые лица», Валерия Николюка «Святой Нос. Байкал», Александра Батурова «Вечер в Дулане», Дондока Юндунова «Кучигер», Даши Лыгденова «Мой белый конь» и др.

Запоминающиеся неповторимым обликом и высоким уровнем художественного мастерства изделия декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм представлены на вернисаже работами Нимацырен Дондоковой «Бурятский сундук», Владимира Каурцева «Карандашница», произведениями мелкой пластики заслуженного художника РБ Баясхалана Базарова «Борцы», «Хурдан», «Ангууша», заслуженного работника культуры РБ Анатолия Цыденова «Молитва», «Белый старец», «Обмен кушаками», Буянто Ошорова «Сагаан Убгэн», Надежды Супониной «Барашек» и др.

Мыс Бурхан, Оз. Байкал, остр. Ольхон, х., м., 2009г. 50x70.

Пастушок отар небесных.

"Сурхарбан" ,холст, масло, 2011, 130х90