​ОЭЗ, которых нет

Места Бурятии, которые могли стать локомотивами туризма. Но не стали...
Общество |

К 10-летию принятия закона о создании особых экономических зон на территории Российской Федерации, Newbur пробует представить – а если бы? И пусть история не любит сослагательного наклонения, тем не менее, представим, что «Байкальская гавань» встречает корабли в другом месте. Где еще на территории республики могла бы разместиться особая экономическая зона? Напомним, что «действующая» ОЭЗ, в которую уже вложено более 4 млрд рублей из бюджетов всех уровней, пока не может похвастаться ни активным строительством, ни уж тем более наплывом отдыхающих…

Проанализировав плюсы и минусы всех районов Бурятии, мы остановились на трех из них. Сразу отметим, что Улан-Удэ, как крупнейший транспортный узел республики, и прилегающие к нему районы мы не рассматривали. Основной причиной для такого исключения стал транзитный статус города: приезжающие туристы так или иначе проведут часть дня в пределах Улан-Удэ и, в качестве обязательной нагрузки, посетят Иволгинский и Тарбагатайский районы. Так, собственно, происходит уже сейчас. При выборе «альтернативного места для размещения ОЭЗ» мы руководствовались принципом: «минимальные государственные вложения – максимальный экономический эффект». И вот что из этого получилось.

Кабанский район

Гора Мамай становится ярким конкурентом горе Соболиной

А если точнее, то «Култушная-Энхалук плюс гора Мамай». Из очевидных достоинств – расстояние до Улан-Удэ примерно такое же, как и до Турки, плюс к этому Энхалук всё-таки ближе к Иркутску. Есть и пока не испорченный (в Энхалуке) Байкал, и горячие источники. Горнолыжный Мамай, правда, далековато, но и от Бычьей до Турки тоже путь не близкий. В инфраструктуру (а мы берем всё тот же 2007 год, когда Бурятия только оформляла заявку на создание ОЭЗ), конечно, тоже пришлось бы вложиться: нет ни порта, ни железнодорожного вокзала с аэропортом. Да и автодорога оставляла желать лучшего. Но всё-таки 70 километров от «федералки» - это не 160 до Турки, да и мост через Селенгу к тому времени уже построили. А впоследствии была сдана в эксплуатацию и сама новая дорога Шергино – Оймур – Заречье, готовится к сдаче мусоросортировочная станция. То бишь перечень инфраструктурных объектов, в общем-то аналогичен Туркинскому: водозабор, очистные, порт.

Стоит отметить, что в экономику района частный бизнес идет гораздо охотнее. Так, пресс-служба главы Бурятии недавно распространила сообщение, в котором было особо отмечено, что и туристическая отрасль в районе динамично развивается. «Частные инвесторы у нас активно работают. За прошлый год поступило 440 млн рублей – все это частные инвестиции. Было построено порядка 10 объектов», - отметил в беседе с Вячеславом Наговицыным глава Кабанского района. Для сравнения, частные инвестиции в «Байкальскую гавань» приблизились к 115 миллионам рублей…

Тункинский район

Тункинские аршаны давно и прочно удерживают туриста

Горы, граница, горячие источники – что еще нужно для Сибирского Кавказа? К тому же уже и курорт известный, причем давно и положительно. Так, по данным статистики, которая, как известно, «знает всё», доля турпотока Тункинской долины в общем турпотоке республики еще в 2010 году составила 19%. Больше доли Улан-Удэ, на который приходилось всего 13%. В общем, всем долина хороша, разве что Байкала не хватает.

Вошла Тунка в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма 2011-2018гг». Общий объем государственных инвестиций (только не падайте): 610 миллионов рублей, в том числе 154,2 миллиона за счет Бурятии. На эти деньги запланировали построить: подъездную автодорогу от федеральной трассы А-164, водозаборные сооружения и водоснабжение, очистные сооружения, строительство ВЛ-10кВ, мусоросортировочную станцию и внтурикурортную автодорогу… Комментарии, думается, излишни.

Северобайкальский район

Неизвестный для большинства таинственный северный Байкал

Самый теплый Байкал, горячие источники, действующие горнолыжные трассы. Ну и горы, конечно. Зато с инфраструктурой… Есть действующие морской порт, аэропорт, железнодорожный вокзал. ЛЭП тянуть тоже не надо – спасибо БАМу. Есть и очистные сооружения в Северобайкальске. Нет только автодороги на небольшом участке между Иркутской областью и Бурятией. Но учитывая, что иркутский бизнес, который заинтересован в севере Бурятии, обладает серьезными лоббистскими возможностями, дорогу эту можно было бы и «выбить». Впрочем, как скромно сообщает сайт администрации Северобайкальска, «бюджетные средства для снятия инфраструктурных ограничений при реализации проектов (Зоны экономического благоприятствования – авт.) – 1,92 млрд.руб».

Кстати, создание здесь ОЭЗ было бы решением проблемы с безработицей в фактически моногороде Северобайкальске: после окончания строительства Байкало-Амурской магистрали в городе осталось много высококвалифицированных строителей. В отличие от Прибайкалья, рабочую силу бы сюда не повезли – нет смысла: дорого и накладно. А учитывая высокий уровень образования местного населения, и кадрового голода в сервисе можно запросто избежать.

Но что вышло, то вышло: в конечном итоге жизнь города сейчас зависит в основном от «железки» – на ВСЖД работает если не каждый второй северобайкалец, то уж как минимум кто-то из его родственников и друзей. Туризм же развивают сами, без государственных инвестиций. И что-то даже получается.

P.S.: Мы не претендуем на глубокий анализ ситуации, но на наш, пусть и поверхностный взгляд дилетантов, кажется: деньги на «Байкальскую Гавань» пошли явно не туда. И вместо туристической зоны мы имеем памятник государственным расходам, возведенный на средства самого государства. Из каких критериев складывался конечный выбор участка, знают, наверное, только министр экономики Бурятии Татьяна Думнова и тогдашний замглавы по экономике Прибайкальского района Анатолий Думнов…

Кол-во просмотров: 1345

Поделиться новостью:


Поделиться: