Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

С ноября прошлого года классическими ОЭЗ занимается заместитель министра экономического развития Александр Цыбульский. В интервью «Ведомостям» он признал, что темпы роста у зон неравномерные, что многие туристические зоны строились на слишком оптимистичных прогнозах. Теперь надо, чтобы остальные губернаторы брали с них пример, говорит он, а если стимулов не хватит – придется штрафовать местные бюджеты.

Цыбульский уверен, что эффективность ОЭЗ можно и нужно оценивать с самого начала. Но на каждом этапе показатели эффективности разные. Один из важнейших показателей – объем частных инвестиций на каждый вложенный бюджетный рубль.

- Сейчас у нас 2,5 руб. частных на один бюджетный, и это средний показатель по всем типам зон, включая туристические, - говорит он.

Критически он смотрит на нынешнюю маркетинговую политику ОЭЗ.

- Сегодня наша задача – научиться грамотно «продавать» ОЭЗ, в том числе на мировых рынках. Раньше ОЭЗ практически не занимались маркетингом, но это нормально: мы были на той стадии, когда надо было готовить то, что продавать. К сожалению, этому мы пока не научились за исключением конкретных руководителей регионов, но и их можно по пальцам пересчитать. Наша задача – стимулировать всех остальных, чтобы они более ответственно относились к продвижению ОЭЗ.

Успешность ОЭЗ зависит напрямую от руководителя региона, говорит Цыбульский. Именно поэтому полномочия по ОЭЗ сейчас передаются регионам.

– Конечно, во многом успех зон зависит от эффективности работы региональной команды. Насколько губернатор лично вместе со своей командой заинтересован в развитии этой зоны – настолько успешен будет этот проект. Мы можем сделать сколько угодно инфраструктурных вложений, но не получим отдачи. Или мы можем взять все полномочия на себя и полностью развивать самостоятельно, но это неверно. Сейчас мы, наоборот, хотим внести изменения в закон и максимально передать на региональный уровень полномочия по управлению ОЭЗ. Заявляя о создании зоны, они должны, во-первых, четко определить, каких показателей хотят достичь. Особенно если проект предполагает использование федеральных денег. Во-вторых, они должны активно участвовать в развитии зоны, подготовке площадки. И если это у них не получается, то они должны нести ощутимую финансовую ответственность.

Корреспондент «Ведомостей» поинтересовался, оправдали ли себя туристические ОЭЗ, «есть ли там жизнь»?

– Жизнь есть. Но оценить их сложно. Сначала мне тоже казалось, что они абсолютно неэффективны и вообще-то их тоже надо бы закрыть, - ответил собеседник. - С другой стороны, в том же Алтайском крае инфраструктура построена и проходная мощность этой зоны – 2,5 млн человек в год. По-моему, это много для этого региона, да и по сравнению с зонами в той же Бурятии. Я пересмотрел свое мнение и не уверен, что она неэффективна.

Особо Цыбульский отметил потенциал байкальских зон. По его словам, при определенных условиях они могут принимать 5,5 – 6 млн туристов в год.

- Но и с байкальскими зонами все не так однозначно. Место уникальное, но очень труднодоступное, даже из Москвы добраться туда непросто. Так что это узкосегментированный туризм. Но я считаю, что потенциал колоссальный – он должен быть рассчитан на китайских туристов, они готовы туда приезжать. Если обеспечить нормальное сообщение Забайкальск – Иркутск, то 5,5–6 млн туристов в год обеспечит Китай. А китайские туристы – это платежеспособный спрос, т. е. это и торговля, и культура, можно будет говорить о зонах дьюти-фри. Проект хороший сам по себе, но, может быть, стоило более аккуратно просчитывать потенциал заполняемости.