Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Организаторам "Алтарганы" продолжают поступать предложения от неравнодушных жителей Бурятии, сообщает пресс-служба министерства культуры РБ.

Судьба предстоящего праздника так волнует жителей республики, что некоторые из них приезжают из далеких деревень. Например, Борис Тарбаев и Санжай-Ханда Дармаева приехали из села Санага Заменского района. По их признаниям, они не раз принимали участие в фестивале, поэтому знают все плюсы и минусы. Борис Владимирович Тарбаев предлагает расширить темы в конкурсе «Один день бурята».

– Один день бурята надо пересмотреть, – говорит он. – Повторов у коллективов много очень, все показываем традиции, обряды – уже у всех одно и то же, повторяться неохота. Обычно все коллективы играют Тоонто тайлга при рождении младенца, милаан – год ребенку, агнуури- охота и түрэ хуримай заншалнууд - обряды, связанные со свадьбой.

Борис Тарбаев отмечает, что у этих обрядов названия вроде бы разные, но все, в любом случае, заканчивается одинаково. Все сводится к песням, үреэлам (благопожеланием) как любой найр наадан (праздник) и заканчивается ёхором.

–Иногда так бывает, что когда коллективы начинают что-то вносить другоеинтересное, жюри считает это “не в тему”, ненужным и сбавляет баллы – добавляет Борис Тарбаев.

Борис Владимирович работает художественным руководителем Дома культуры в Санаге, и, по его словам, найти режиссеров, которые согласились бы ставить сцены бурятских обрядов,очень сложно. А если самим решиться поставить сцену обряда, то и книг, где описываются ритуалы, не найдешь.

– В основном нам попадаются научные книги, – сетует санагинский худрук.

Скотоводы должны участвовать

Борис Тарбаев предлагает внести в Положение конкурса «Один день бурята» тему, посвященную пяти видам номадных животных: корове, лошади, овце, козе и верблюду.

– В 2008 году я у себя делал программу «Табанхушуу мал», – говорит Тарбаев. – Я предлагаю обновить тематику конкурса “Один день бурята” этой богатейшей темой, добавить, связанное с темой малчин-скотоводов. А так как мы – потомки малчинов, то все наше устное народное творчество можно сказать на этом и зиждется. Материалов по этой теме множество. Можно и отдельно конкурс объявить и назвать – «Табан эрдэни»,«Табан баялиг», «Буряад малшанай табан баялиг».

С ним также согласна и его землячка – Санжай-Ханда Дармаева, поэтесса из Санаги.

– Сколько всего тем можно придумать, связанных с лошадью, – добавляет к сказанному Тарбаевым, Санжай-Ханда Долгоржаповна. – Начиная с сэргэ-коновязи, блюд из конины,мориной соло (ода коню), мориной хатар (танец коня), морин тухай дуунууд (песни о коне).

Как говорит Санжай-Ханда Дармаева, людям будет интересно увидеть, как правильно запрягают коня, какую упряжь при этом используют.

- Мы у себя делали конкурс по плетению кнутов, вожжей, узлов кочевника – говорит она.– И одним из драгоценных знаний настоящего мужчины-бурята– должно было быть украшение седел и уздечек.

Для особо пытливых, закаменцы предлагают устроить выставку, где можно выставить все предметы, связанные с конем или другим животным. А также устроить мастер-классы для тех, кто хочет научиться виртуозно плести уздечки и так далее.

- Мне кажется, что могут найтись люди, которые с удовольствием делились бы этими знаниями с теми, кто хочет этому научиться, - говорит Санжай-Ханда Дармаева. - Например, у нас в Санаге есть такой человек. Его зовутБандеев Никита.

Немного идей добавила поэтесса и в конкурс «Дангина».

- Пусть Дангина, как будущая мать и хозяйка дома расскажет, как и сколько блюд может сделать из конины или баранины.

Конкурс на знание номадных животных, авторы идеи предлагают связать с конкурсами фермеров и провести его не в здании, а на открытом воздухе.

–Как прекрасно было на празднике хонгодоров, когда все проходило на воздухе! Думаю, кто там был, все со мной согласятся, – говорит Борис Тарбаев.

Также по задумке закаменцев, часть праздника «Алтаргана» должна быть посвящена настоящим скотоводам – малшанай hайндэр (праздник скотоводов).

– Чтобы чабаны, табунщики могли где-то собраться, поделиться опытом, а может и посоревноваться в чем-то. Министерство сельского хозяйства к этому должно подключиться, – отмечаетСанжай-Ханда Дармаева.

Не только для артистов и спортсменов

Поэтесса Санжай-Ханда Дармаеватакже рекомендует организаторам обратить внимание на простых сельчан и дать им возможность принять участие в конкурсах.

–Сегодня ситуация такова, что постепенно фестиваль превратился в конкурс людей культуры и спорта – конкурс артистов и спортсменов. Посудите сами, конкурсы улигершинов, народной песни, фольклорных коллективов, красавиц, современной песни и так далее. Получается, что люди, живущие в деревнях, совсем не участвуют в конкурсах, они могут быть только зрителями. А так неинтересно, поэтому большинство и не интересуются этим конкурсом. То, что для них ничего нет –это не совсем правильно.