Энергозависимые производства начинают уходить из Бурятии в Иркутскую область, причем расстояние измеряется несколькими километрами. Соответственно, налоги не попадают в бюджет района, это приводит к дисбалансу, - заявил 24 июня депутат Государственной думы Михаил Слипенчук после круглого стола на тему «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли», который провела Либеральная платформа партии «Единая Россия» совместно с медиахолдингом «Эксперт».

В рамках Круглого стола обсуждались проблемы неплатежей в энергетике и отрасли ЖКХ и возможности инвестиционной привлекательности отрасли. Заседание вели координатор платформы, председатель комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.

Михаил Слипенчук отметил по его итогам, что Либеральная платформа «ЕР» взялась за очень важную тему, которая волнует сейчас большинство населения как в России, так и в мире, и события, которые происходят сейчас в Армении, тому яркое подтверждение. «Я сам был свидетелем подобного явления в 2009 году, когда планировал экспедицию в Антарктиду через самый южный город газодобывающей провинции Чили – Пунта-Аренас. Из-за того, что власти хотели поднять стоимость тарифов на газ на 5%, люди вышли на улицы, началась забастовка, потом баррикады, с горящими покрышками, лицами в масках, перекрытыми дорогами. Добираясь пешком до аэропорта 15 километров, я на себе почувствовал, что такое повысить тарифы для населения Чили», – поделился Михаил Слипенчук.

- Сегодня существуют проблемы, связанные с работой управляющих компаний: их непрофессионализм и ненадежность вызывают повышение тарифов и приводят к некачественному обслуживанию. Примеров много, в Бурятии был не очень позитивный инцидент, когда гарантийный поставщик собрал деньги, не заплатил энергогенерирующей компании, обанкротился и безнаказанно гуляет – это не правильно. Но все решаемо. Должно быть правовое поле, саморегулирующиеся организации, лицензирование, контроль со стороны населения и так далее. Желательно чтобы люди напрямую платили производителю, во избежание ненужного никому фильтра.

«Еще один вопрос, который сегодня, к сожалению, так и не был поднят на круглом столе – это когда в соседних областях могут быть в несколько раз отличающиеся друг от друга тарифы. Как, допустим, в Бурятии и Иркутской области. В данном случае можно привести в пример Тункинский район, где тарифы такие же, как во всей Бурятии, между тем она географически тяготеет ближе к Иркутской области, где тарифы в три раза меньше. Это вызывает серьезную социальную напряженность, потому что энергозависимые производства начинают уходить из Бурятии в Иркутскую область, причем расстояние измеряется несколькими километрами. Соответственно, налоги не попадают в бюджет района, это приводит к дисбалансу. Считаю, что таких противоречий на уровне субъектов быть не должно. Не должно быть разделения по границам регионов, должны быть единые энергетические тарифы во всей стране».

«А если конкретно обсуждать эту тему, то Байкал, по сути дела, сегодня стал водохранилищем, но никто не напоминает о том, что почти вся водосборная часть Байкала находится на территории Республики Бурятия, которая не разделяет дешевого электричества с Иркутской областью. Если бы существовал закон о природной ренте, то все бы встало на свои места», – заключил депутат.

Напомним, минэнерго России подготовило новую редакцию проекта федерального закона № 348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». Законопроект направлен на решение проблемы неплатежей, так называемых «неотключаемых» потребителей. Кроме того, законопроект предполагает увеличение ответственности за нарушение срока оплаты энергетических ресурсов как для населения, так и для организаций, работающих в отрасли ЖКХ и электроэнергетики.

Также Минстрой предлагает ввести прямые взаиморасчеты между гражданами и ресурсоснабжающими организациями. Экспертное сообщество к настоящему моменту разработало принципиальную схему перехода на прямые договоры между потребителями и поставщиками ресурсов. Данная модель предлагается к обсуждению и доработке профессиональному сообществу энергетиков, жилищников и политическому сообществу.

По мнению участников круглого стола, повышение ответственности за неплатежи в коммунальной сфере и переход на прямые договоры позволят повысить инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ и стабилизировать тарифы. С другой стороны, законодатели подчеркивали, что ни в коем случае нельзя допускать ужесточения условий для населения.