Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Впервые власти республики привлекают к планированию экспертное сообщество. И речь идет не о программах СЭР, а о выработке стратегии развития Бурятии. Рассматриваемый срок – 15 лет. И хотя при возрастающей турбулентности долгосрочное планирование сродни гаданию на кофейной гуще, эксперты с позитивом приняли предложение правительства. Подробности у эксперта Newbur.ru Александра Янтранова.

«Мы все в одной лодке»

7 июля этого года состоялась примечательная встреча, инициированная экономическим блоком правительства Бурятии. Поводом послужило принятие Федерального закона №172 «О стратегическом планировании в РФ» и, соответственно, необходимость создания в регионах своих стратегий.

На совещании с возможностью свободно высказаться присутствовали почти все серьезные экономисты региона. В том числе и имеющие критические взгляды по отношению к действиям местных властей, с разным опытом в бизнесе, науке, власти – Алдар Бадмаев, Юрий Кравцов, Вячеслав Ирильдеев, Зоригто Дондоков, Екатерина Цыренова, Елена Ванчикова и другие авторитетные специалисты.

Свободный формат встречи, предложенный ведущим совещания вице-премьером Александром Чепиком, приятно удивил многих. Видимо, накопилось. Чиновники в лице Александра Чепика и Татьяны Думновой в обращении к участникам встречи, на наш взгляд, четко обозначили месседж о необходимости изменения действующей социально-экономической модели, привлечения всех конструктивных сил бизнеса, науки, СМИ, общественности Бурятии к разработке новой стратегии. Кроме того, они отметили максимально открытый характер будущих мероприятий.

Многие согласились с мнением независимого эксперта Алдара Бадмаева о том, что «все мы в одной лодке и действовать нужно сообща». Хотя были отдельные высказывания, что ответственность за разработку и исполнение стратегии должна быть на правительстве Бурятии.

Мнения участников разделились и по поводу содержания стратегии по общей организации работ. Должна ли структура стратегии быть отраслевой или сформированной по другим принципам? Кто должен быть исполнителем разработки стратегии: консорциум, организация или сформированная по другим принципам организационная единица?

Предложения по содержанию стратегии
В качестве первоначального наброска структуры стратегии можно обозначить следующие темы, которые представляются важными и могут присутствовать в разных формах:
  1. - «Урбанистика и формирование зон комфортного проживания».
  2. - «Байкальский или экологический фактор».
  3. - «Развитие туристической отрасли и брендостроение».
  4. - «Международная деятельность и приграничье».
  5. - «Работа с крупными федеральными компаниями, социальные контракты».

Принципы формирования стратегии

Хотелось бы остановиться на некоторых моментах, которые необходимо учитывать в дальнейшей работе над стратегией:

– Разработка стратегии – это процесс взаимодействия и согласования интересов бизнеса, власти, общественности, который снижает конфликтность в обществе путем общения, переговоров и дискуссий. И акцент делается на взаимодействие сторон, от которых зависит будущее региона, а не на цифры. В результате повышаются доверие, готовность к сотрудничеству, снижается неопределенность будущего, чего в совокупности не хватает нашей республике.

– Групповая работа. Работа людей, имеющих разный опыт и видение, априори не может быть слаженной и синхронной. Для преодоления разрыва необходимо проводить подготовительную работу на уровне руководителей, способных к компромиссам, гибкому характеру работы. На этой ступени необходимо формировать проектный офис, ответственный за ведение административных и организационных вопросов, включая открытое взаимодействие с основными игроками бизнеса, власти, СМИ, общественности.

Сложно проводить мероприятия по стимулированию групповой работы в Бурятии, где превалируют авторитет руководителя, высокая конфликтность, боязнь ответственности. Но преодолеть такие барьеры необходимо. Иначе мы не получим атмосферу свободной дискуссии, творческого поиска в «мозговых штурмах», поисковых конференциях. Предложение одного из участников встречи использовать интерактивный механизм деловых игр и отрыв от повседневной работы поддерживаем. Глубокая концентрация на решениях вопросов, неформальные отношения за пределами привычных мест работы помогут улучшить навыки групповой работы.

Для разработки стратегии видится необходимым привлечение внешнего консультанта для получения свежего стороннего взгляда на регион, снижения рисков повторения ошибок, которые сопровождают подобные процессы. Ради бюджетной экономии достаточно привлечь к работе одного авторитетного эксперта для проведения первоначального аудита этапов разработки стратегии. Например, Наталью Зубаревич, работавшую над стратегией Татарстана.

Таким образом, ответ на организацию процесса становится очевидным – заниматься разработкой стратегии должен консорциум экспертов и организаций.

С точки зрения последующего управления и контроля, деление стратегии на отрасли, безусловно, удобней. Но такое структурирование ограничивает видение проблем региона, фокусируя внимание на старых отраслевых болячках. Татарстан, Санкт-Петербург, Калужская область отошли от такого деления, используя структуру, основанную на зависимости стратегии от человеческого фактора: человеческого капитала, пространственного развития, включая качество среды, кластерной активизации, в том числе создание экосистемы предпринимательства и механизма реализации стратегии.

Необходимо понимать, что структура правительства – организационный механизм реализации стратегии, зависит от целей и задач стратегии, а не наоборот. Необходимость пересмотра структуры правительства и кадров станет очевидной по завершении разработки стратегии. Как в бизнесе, если хочешь развиваться лучше рынка – не ограничивайся привлечением лучших кадров, перестраивай структуру и бизнес-процессы под цели и задачи.

В Бурятии имеются контуры стратегического планирования: система индикативного планирования и управления, существующие программы экономического развития, за которыми стоят конкретные разработчики – сотрудники министерств и ведомств. Все это, безусловно, должно использоваться, но лишь в качестве вспомогательного компонента. Иначе мы получим все ту же самую систему индикативного управления.

Экспертное сообщество позитивно оценивает сам факт встречи и возможность свободного и открытого диалога с властью. И если движение по формированию консолидированного видения будущего Бурятии продолжится, то уже в ближайшее время снизится градус напряженности и повысится доверие между разными силами, столь необходимое для преодоления кризисных явлений.