​Байкалфарм: что мы потеряли и что делать?

Возможно ли вернуть в Бурятию некогда флагмана республиканской экономики, - рассуждает наш эксперт Александр Янтранов.
Экономика |

Основная причина активного распространения спиртосодержащих лосьонов, столь будоражащая общественность – это кризисные явления, сказывающиеся на смещении потребления спиртосодержащих средств в пользу самых дешевых и доступных без ограничений на реализацию. С другой стороны, наличие спиртовых лосьонов в киосках и мелких торговых точках– это вопрос выживания малого бизнеса, часть которого находится на грани разорения. Также одной из немаловажных причин является государственное регулирование водочной отрасли, приведшей к росту цен на алкоголь и снижению легального производства водки: уровень реализации нелегальной водки в 2014 году достиг 36% от розничных продаж (сопоставление данных Росстата и Росалкогольрегулирования) и разных спиртосодержащих средств, не подпадающих под регулирование.

Безусловно, есть и позитивная сторона вопроса – снижение потребления водки и смертности от алкогольных отравлений. Так по данным Бурятстата в 2009 году от алкогольного отравления умерло 374 человека, то в 2014 году – 244.

Проблемы государственного регулирования наряду с усилением на рынке окологосударственных компаний имеют прямое отношение к Бурятии. В результате в 2013 году «Байкалфарм», единственный производитель водки Байкальского региона, ушел с рынка.

Потери

Общая сумма налогов «Байкалфарма» в бюджеты всех уровней в 2010-2012 годы ежегодно составляла от 1,4 до 1,8 млрд. руб., среди которых прямые акцизы в республиканский бюджет – на уровне 600-800 млн. рублей, которые могли бы существенно облегчить дефицитное состояние республиканского бюджета. Объем потребления водки в Бурятии, конечно, не сократился, но экономический выигрыш сместился в другие регионы: 40 рублей с поллитровой бутылки, реализуемой в Бурятии, уходит в бюджеты других регионов по месту производства водки.

Наличие такого крупного и системного игрока на рынке оказывало влияние на нелегальных распространителей водки и суррогата разных форм, не позволяя им чувствовать себя вольготно на рынке Бурятии. На региональном уровне, действуя напрямую административными мерами, победить распространителей спиртосодержащих суррогатов практически не возможно: действие Федерального закона о регулировании производства и оборота этилового спирта не распространяется на обращение лекарственных препаратов, парфюмерно-косметической продукции, содержащих спирт. Решение – скорее в области поиска и реализации взаимовыгодного сотрудничества с собственниками малого торгового бизнеса, киосков. Но для реализации в общем-то не дорогих, но в тоже время требующих интеллектуальных и лоббистских усилий мероприятий, необходимо наличие заинтересованной сильной стороны в виде местного водочного производителя.

Для мелких торговых точек угроза потери ценного поставщика, к тому же обеспечивавшего торговую водочную лицензию, перевешивала выигрыши от реализации нелегальной продукции и создавала среду для возможного формирования единой коалиции против торговцев суррогатами.

Одной из проблем для профессионального развития в Бурятии является по сути филиальность бизнес-среды. Если не считать крупные торгово-производственные компании (Титан, Абсолют, Николаевский, Селенгинский ЦКК и некоторые другие), то Бурятия лишена крупных самостоятельных компаний, генерирующих собственные решения в области финансов, маркетинга и PR, персонала и поставляющих кадры не только для бизнеса, но и государственных и муниципальных органов. Не хотелось бы, чтобы удачные образцы дизайнов местных мастеров (Омулевки, Белый песец, Вирин, бальзамы Амрита и пр.) и замечательных рекламных компаний вспоминались как единичные случаи в прошедшем, а поток миграции творческих и финансовых специалистов из Бурятии продолжался.

Что можно сделать?

Важнейший актив в водочном бизнесе – бренд, торговая марка. При этом по химическому составу разные марки водки не сильно отличаются друг от друга. Это значит, что водка может производиться на любой производственной площадке. Судя по представленности в местной рознице принадлежавших когда-то Байкалфарму водочных брендов, пока еще остается возможность восстановления местного производства. Поэтому главная задача – это затянуть держателей брендов Байкалфарма в Бурятию, кем бы он ни был. Логистически – размещение производственной площадки в Бурятии, как в месте с наибольшей реализацией продукции, наиболее оптимально.

Вторым и важным моментом является социальное и налоговое взаимодействие производителя с региональными органами власти и сетевой розницей. В 2014 году в 16 регионах России использовался механизм возврата производителям от 30 до 90% региональной части акциза. При этом органы власти совместно с торговыми сетями использовали механизмы социального контракта: власти обеспечивают возврат части акциза производителю – производитель обеспечивает рост налогооблагаемой базы, занятость населения, администрирование алкогольного рынка через плотное взаимодействие с правоохранительными структурами, органами власти.

Пока жители Байкальского региона сохраняют память о брендах Байкалфарма, еще существует возможность восстановления местного водочного производства. Учитывая тяжесть экономического кризиса, бюджетного дефицита, это один из проектов, который позволит решить некоторые социальные проблемы в т.ч. и пополнение местного бюджета.

Кол-во просмотров: 1208

Поделиться новостью:


Поделиться: