Парадокс дорожных реалий Улан-Удэ – автолюбителей все больше, а проезжая часть все уже. И потому неорганизованность парковочных мест столицы Бурятии стала сегодня настоящим проклятием для каждого, кто ездит за рулем. «Новая Бурятия» искала выход из ситуации.

Хочешь узнать, каков человек, посмотри, как он паркует машину. Именно так можно охарактеризовать одну из главных проблем автодорог Улан-Удэ.

Эхо истории

Во многих городах России узкие улочки можно встретить в исторических центрах города – то есть там, где сохранились ландшафт и архитектура времен, когда машин еще не было. В основном такие закоулки сохраняются с советского периода – от 1930-х до 1980-х годов. Застройка в те времена велась массовая, многоэтажки «резали» углы проезжей части ровно на столько, сколько требовалось для пуска троллейбуса или трамвая, также отводилось немного места для тротуара и узкой полоски зеленых насаждений. Позже автомобилестроение расширилось так, что в 90-е годы личная машина перестала быть роскошью, а превратилась в предмет необходимости. Хотя даже каких-то 15 лет назад автолюбители чувствовали себя на дороге привольно – ведь ни встречного, ни попутного потока в таких масштабах, как сегодня, не было.

Что касается границ городских улиц, то постепенно изменилось и их проектирование. Новые застройки стали вести на большем расстоянии от проезжей части, что позволило ее расширить. Но это правило было гораздо заметнее в других городах России. Для нашей столицы, очевидно, мало что менялось.

В Улан-Удэ сейчас проблема стоит остро, машину поставить негде. Однако виноваты в этом как раз таки не только узкие улицы, но и наглость, и несоблюдение правил самими водителями. Конечно, проблема парковки существует сегодня практически в любом городе. Но давайте взглянем на нее с другой стороны.

Столица Бурятии – это компактный городок. Его обустройство имеет даже некоторые восточные черты. Например, небольшое расстояние между зданиями, маленькие дворы и неширокие полоски дорог. От нехватки парковочных мест страдает в основном центр города. Это неудивительно, ведь именно здесь расположены торговые и деловые центры, в которых работают тысячи сотрудников и многие из них приезжают на работу на личном транспорте, так же как и посетители этих зданий.

Но беда всего города в хаотичном проектировании. Если сравнивать с аналогичными Улан-Удэ городами других регионов, то с количеством автомобилей у нас не все так плохо. Здесь в разы меньше автолюбителей и общественного транспорта на дорогах. Интересно и то, что на дороге есть где «разбежаться»: проезжая часть наполнена пока не так сильно и некоторые нарушители умудряются ездить с превышением скорости. Зато именно в Улан-Удэ большинство крупных зданий по какой-то причине не имеют удобных мест для парковки.

Например, квадрат Гостиных рядов. У здания ТЦ «Центральный» построена небольшая парковка, на которой автомобилям приходится вставать чуть ли не в два ряда. При этом у соседнего здания банка автомобили стоят вдоль дороги. Конечно, правила ПДД не запрещают этого, но проезжая часть настолько узкая, что авто приходится двигаться только по одной полосе с выездом на «встречку».

Другой яркий пример – ул. Кирова. Здесь вообще не предусмотрено место для парковки. Но автомобили стоят вдоль дороги. Кстати, в часы пик это обстоятельство здорово мешает. Образуется затор, из которого на общественном транспорте людям приходится выбираться часами.

Здания ТЦ «Европа» и «Гэлэкси» буквально облеплены автомобилями. У этих центров есть парковки, но с потоком автомобилей они не справляются. Поэтому автомобилисты умудряются заставить машинами даже остановки общественного транспорта, а маршрутки и автобусы, в свою очередь, вынужденно останавливаются на проезжей части. Такой способ парковки небезопасен.

Еще одна болевая точка – Элеватор. Практически каждая улица от Гагарина до Хахалова неудобна для проезда. Машины паркуют как придется. Хорошо что не на головах друг друга.

А виноват никто

Припарковать машину многие считают простым делом. Ну, казалось бы, оставил и оставил: кому надо – объедут или обойдут, а те, кого «подпер» – подождут. Но не все так однозначно. Во-первых, стоянку транспортных средств регулируют Правила дорожного движения. Во-вторых, существуют свои нюансы парковки: например, неудобное проектирование улиц. Ну а в-третьих, действуют негласные правила, не соблюдать которые, значит, не уважать ни себя, ни других.

Количество автомобилей растет в геометрической прогрессии, а парковочных мест в городе в разы меньше. Поэтому и приходится людям оставлять свои машины где получится, а не где положено. Но, с другой стороны, безопасность на дороге и житейское взаимоуважение никто еще не отменял.

Например, паркуются автолюбители даже во дворах жилых домов. Но и ни один двор города, в свою очередь, не приспособлен к стоянке автомобиля. Например, ул. Терешковой. Во дворах не протолкнуться, но если одна машина стоит, то другой уже невозможно проехать. Улицы Краснофлотская и Шумяцкого: дворы заставлены машинами, жители одного из домов огородились импровизированным шлагбаумом. Как будут проезжать машины «скорой помощи», пожарной службы или полиции, непонятно. Проезда нет.

Сейчас ведется активное строительство объектов ритейла. Новые громоздкие здания растут как грибы, и снова у дороги. Они размещены к проезжей части вплотную настолько, что свободного места не остается совершенно. Кстати, парковки у их площадок просто мизерные, максимум на 6–8 автомобилей, подземные стоянки не оборудуются, потому что просто негде. Возникает вопрос: куда же смотрят власти города, выдавая разрешение на такое тесное строительство?

Например, дорожная развязка у Центрального рынка – через дорогу от театра бурятской драмы возводится новый многоэтажный объект и о расширении проезжей части для борьбы с пробками речи теперь не будет.

Почти год назад, 1 июля 2012 года, вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым штрафы за неправильную парковку увеличились до 1,5 тыс. рублей. Но решит ли проблему с парковками повышение штрафов? Очевидно, что нет. Пока ведется хаотичное строительство, без оборудования мест для стоянки автомобилей эту проблему трудно решить.

Автомобилисты же по-прежнему оставляют машины в неудобных местах, подпирают друг друга. Развитие ритейла и строительства, конечно, хороший признак – город расцветает. Но подходить к вопросу необходимо разумно.

К тому же в Улан-Удэ все эти проблемы удвоены, и решать их, похоже, никто не собирается. По крайней мере, пока.