У мэра все еще впереди?

Мэр – глава администрации или мэр – председатель горсовета? Вопрос должен решиться с принятием нового Устава города
Политика |

Мэр – глава администрации или мэр – председатель горсовета? Вопрос должен решиться с принятием нового Устава города. А переименование нынешнего мэра – всего лишь эпизод войны.

Ожидаемое переименование главы МО «Городской округ Улан-Удэ» из «мэра» в «председателя городского совета депутатов» вызвало бурю в мэрии. Но для горожан вопрос «для чего?» остался без ответа. Попробуем внести ясность. Тем более что уточнение вносится не только для того, чтобы «более четко очертить вопросы компетенции уровней публичной власти муниципального образования, сформировать институт ответственности между должностными лицами, исключить дублирование исполняемых функций, соответственно препятствовать разрастанию бюрократического аппарата и экономии бюджетных средств». А скорее для того, чтобы навести порядок в схеме исполнительной и представительной власти города.

Усидеть на двух стульях

Бардак, царящий в мэрии, начался со знаменитых «предательских» выборов сити-менеджера. После них Голков взялся за власть с обеих сторон: представительной, и исполнительной. Однако на двух стульях сидеть не получается: они то и дело грозятся разойтись. И сидящему приходится бросать силы на попытку усидеть.

При нормально работающей системе: председатель горсовета – глава муниципального образования и сити-менеджер – руководитель администрации, город мог получить отличную команду. А на деле мы имеем неясности с мэром, председателем горсовета и сити-менеджером. А, кроме того, проблемы имиджа мэрии.

По словам представителей мэрии, законопроект Бориса Ботоева – это «внесение беспорядка в умы горожан». Но он царит в умах горожан и коридорах мэрии уже давно. А новшество «Александр Голков – мэр или председатель горсовета?» вносит еще большую сумятицу.

Детская обида

Представители города не согласны с необходимостью переименования. И регулярно твердят о дополнительных расходах, в частности, возникнет необходимость менять таблички, бланки и печати.

При этом все изменения закона о порядке избрания главы МО вступят в силу после истечения срока полномочий действующего главы. Так причем тут тогда расходы? Кстати, даже если посчитать их навскидку наберется от силы 150 тыс рублей.

И как бы по-детски трогательно не выглядело перечисление табличек, печатей и бланков, главное в заявлении мэрии упускается из виду. Полномочия Александра Голкова останутся прежними, осталось пояснить какие именно полномочия. Однако пресс-релиз мэрии насквозь пронизан обидой и желанием насолить председателю комитета по госустройству НХ РБ Борису Ботоеву.

Обижаются в мэрии, конечно, не зря. Ведь все понимают, что мэром быть круче, чем председателем горсовета. И переименование затеяно с одной целью – снять корону с головы градоначальника. Александру Голкову переименование грозит, прежде всего, имиджевыми потерями. Ведь главой МО он быть не перестанет.

Порядок в головах

– Чтобы сменить вывеску, понадобится где-то полторы тысячи рублей, я интересовался. А вывески нужно сменить у мэра и двух-трёх советников, не более того, – заявил председатель комитета Народного Хурала по госустройству Борис Ботоев infpol.ru. – Изменения во все документы и нормативно-правовые акты можно внести одним решением. Это копейки и это гораздо дешевле, чем заработная плата ещё одного заместителя мэра. Это всё от лукавого.

Даже если Александра Голкова лишат звания мэра, он всё равно останется (и будет именоваться) главой муниципального образования городской округ Улан-Удэ и председателем горсовета.

– То есть он будет заниматься нормативно-правовыми актами, контролировать расходование бюджета и распоряжение городским имуществом. Все контрольные функции полностью остаются за ним. Единственное, он не будет напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность сити-менеджера. Раз институт сити-менеджера придумали и реализовали его, нужно «развязать» ему руки, чтобы он работал свободно, – отметил Борис Ботоев. – Таким образом, мы хотим сделать разграничительную линию между компетенциями главы муниципального образования и сити-менеджера. Не более того. Мы как раз наводим порядок в умах граждан. А они говорят, что мы якобы вносим сумятицу. Всё пытаются поставить с ног на голову.

Снова вернуть себе звание мэра Александр Голков сможет лишь на всенародных выборах. «Если ему так сильно нравится слово «мэр», никто не мешает пойти на прямые выборы. Ради бога», – добавил Борис Ботоев.

Нужен ли сити-менеджер?

Напомним, первая реформа муниципального самоуправления (МСУ) проведена при Геннадии Айдаеве, который и затеял ее с целью – не упустить власть из рук. До реформы Айдаев был главой МО и председателем горсовета одновременно. Понимая, что в третий раз избраться мэром не получится, он применил новую схему «председатель горсовета – сити-менеджер», опробованную в Селенгинском районе. Там бывший глава МО стал председателем совета депутатов, а руководителем администрации назначил Вячеслава Цыбикжапова, который стал рабочей лошадкой. Но в схеме Айдаев отводил себе главную роль: будучи сити-менеджером, контролировать органы МСУ. Александр Голков номинально значился бы главой МО – мэром. Но комбинация не удалась, получивший власть Голков сыграл с покровителем злую шутку: провел своего ставленника – тихого и незаметного Евгения Пронькинова. А сам наслаждался свалившейся властью, с головой погрузившись в дела и горсовета, и администрации. Фактически, в городе, как и раньше – при Айдаеве – был один хозяин.

Весной 2015 года Госдума снова изменила закон о МСУ, отдав регионам право выбора модели управления. Согласно ним, глава МО может быть избран или на всенародных выборах, или представительным органом, то есть, советом депутатов, из своего состава, или выбран горсоветом из числа конкурсных кандидатов.

В июне Народный Хурал принял закон о выборах глав МСУ в Бурятии. Следующий мэр будет выбран всенародно. И поскольку в республиканском законе глава МО, который может быть избран на всенародных выборах, именуется мэр, то избранный из состава горсовета глава МО не может называться мэром. Из этой коллизии и родился весь «сыр-бор» переименования.

История выборного главы на этом не закончится. Согласно закону, глава МО может: 1. входить в состав горсовета и исполнять обязанности его председателя; 2. не иметь отношения к горсовету и возглавлять местную администрацию. В первом случае будут два должностных лица: мэр – председатель горсовета и наемный сити-менеджер, во втором: мэр будет главой администрации и единственным управляющим, отчитывающимся перед горсоветом. На сессии горсовета должны принять новый Устав города, в котором будет прописан один из вариантов. И, если примут второй вариант, в Улан-Удэ к следующим выборам будет упразднен институт сити-менеджера. Отпадет и необходимость в многочисленных заместителях главы МО, например, в первом заме, на которого буквально на этой неделе Александр Голков получил немногочисленное, но публичное «одобрямс» от общественности.

Необходим ли столице сити-менеджер? За эти годы так и не удалось ответить на этот вопрос. Работу предыдущего никто не видел, а нынешний - Зандра Сангадиев занимает этот пост недолго. Но судя по нынешнему состоянию дел, лучше вернуться к старой модели: отдельно мэр – глава администрации и отдельно председатель горсовета. Так хотя бы понятно кто с кого должен спрашивать. А то сегодня как: глава МО, который должен решать вопросы местного значения и отчитываться за них перед горсоветом, сам является председателем этого органа. Ну, это примерно как, если бы глава Республики Бурятия был одновременно спикером Народного Хурала. Представляете такую ситуацию? Дико, не правда ли? А вот в городе у нас такая система.

Кол-во просмотров: 646

Поделиться новостью:


Поделиться: