Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Правительство России готовится экономить бюджет. При этом стоит весьма амбициозная цель - сохранить к концу 2018 г. не менее 2 трлн руб. резервов суммарно в резервном фонде и фонде национального благосостояния (ФНБ). Еще летом Минфин планировал, что к концу 2018 г. в резервном фонде останется 0,5 трлн рублей, пишут Ведомости.

В одном из последних вариантов проектировок бюджета есть расчеты, что чуть более 0,5 трлн руб. в резервном фонде останется уже к началу 2017 г. и в расход пойдут средства ФНБ. В 2018 г. будут исчерпаны и они.

В качестве мер экономии Минфин предлагает повышение пенсионного возраста уже с 2016 г. Экономия от этого – от 620 млрд до 1,3 трлн руб. за три года в зависимости от скорости повышения: по 6 месяцев или по 1 году в год, до 65 лет для мужчин и женщин.

«Предложение Минфина о повышении пенсионного возраста с 2016 г. – это не просто пожелание Минфина, оно серьезно обсуждалось на совещаниях, было поддержано многими чиновниками», – говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Другие предложения – индексация пенсий лишь на 4% в 2016–2018 гг. (до сих пор Минфин настаивал на 4,5%), отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом от 500 000 руб. (пока рассматривается вариант от 1 млн руб.), сокращение индексации зарплат бюджетников и военнослужащих (в 2016 г. – до нуля).

Из-за более низкой цены нефти недобор доходов за 2016–2017 гг. – 2,2 трлн руб., следует из расчетов Минфина, дефицит – 2,9 трлн и 3 трлн руб. соответственно: это уже с учетом частичного сокращения расходов, предусмотренных Основными направлениями бюджетной политики (ОНБП), против заложенных в «докризисном» законе о бюджете на 2015–2017 гг.

Переход к однолетнему бюджету был, вероятно, с тем и связан, что сейчас правительство понятия не имеет, ни как резать расходы, ни где взять деньги, полагает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Отказ от трехлетнего бюджета приведет к обнулению бюджетного цикла, говорит она: нет закона – нет обещаний, нечего и секвестировать, бюджет-2018 будет формироваться уже с нуля. А в отношении однолетнего бюджета, который резать пока не очень получается, перспектива быстрого обнуления резервов дает еще одну возможность поторговаться – что резать и сколько, рассуждает она.

Другая альтернатива – увеличение госдолга, на этот компромисс согласны все ведомства, говорят два высокопоставленных чиновника и два чиновника из Минфина и Минэкономразвития.

Можно обойтись вообще без сокращения расходов, заявил «Ведомостям» министр экономического развития Алексей Улюкаев: надо увеличить госдолг. По его оценкам, в 2016 г. вполне реально увеличить займы на 1 трлн руб. – т. е. почти вдвое против 1,1 трлн руб., предусмотренных ОНБП. В них скорректированы параметры бюджета 2015–2017 гг., утвержденные законом, в том числе более чем на треть увеличен прежний план займов на 2016 г. и чуть менее чем на треть – на 2017 г.

Рост госдолга – это не решение проблемы, это ее откладывание на перспективу, указывает Суслина. Но приходится выбирать между плохим и очень плохим: еще хуже будет повышение налогов, рассуждает она.