Предложения для бизнеса без внимания бизнеса

На ближайшей сессии Народного Хурала будет представлен ряд законопроектов, рассчитанный на улучшение финансового самочувствия предприятий Бурятии.
Экономика |

В текущей повестке экономического блока правительства Бурятии стоят три предложения, затрагивающие бизнес. На рассмотрение Народного Хурала уже на ближайшей сессии будет представлен ряд законопроектов, рассчитанный на улучшение финансового самочувствия предприятий Бурятии.

Первое связано с облегчением налоговых условий для малых компаний, применяющих специальные режимы налогообложения.

Второе предложение – это решение вопроса о внедрении дополнительных льготных условий для предприятий, планирующих работать на территориях опережающего развития (ТОР). Вопрос важен для крупномасштабных проектов и предприятий уровня Селенгинского ЦКК, где стоимость имущества и, соответственно, имущественных налоговых платежей может исчисляться многомиллионными суммами.

И третье – стимулирование занятости местного населения с помощью ужесточения условий для найма иностранной рабочей силы.

Льготы для малого бизнеса

В структуре доходов бюджета сумма сбора по специальным налоговым режимам стоит только на 5-м месте, уступая в 18 раз поступлениям из федерального бюджета, подоходному налогу – в 5 раз, налогу на прибыль – в 4 раза. Пользователи режима опосредованно пополняют бюджет через выплату подоходных налогов своими сотрудниками, больше выполняя функцию обеспечения занятости. В Бурятии малых предприятий всего около 11 тысяч, на них занято около 45 тысяч человек.

С фискальной точки зрения, нововведения – это незначительный, но приятный сюрприз, который, скорее всего, компенсирует малым предпринимателям обязательства по уплате налога на имущество, возникшие с 2015 года, но вряд ли решит проблему общего снижения доходов.

Так, за 1-е полугодие 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сумма сборов по налогу на имущество увеличилась на 103,5 млн рублей. Сбор по спецрежимам уменьшился на 36,5 млн рублей, что эквивалентно снижению дохода на 608 млн рублей. При этом потенциально предоставленная льгота может составить около 94,3 млн рублей, что соизмеримо с налоговым сбором по имуществу. Проблема общего снижения доходов малого бизнеса Бурятии имеет отношение к макроэкономическим проблемам всей экономики России.

ТОРы для СЦКК

Правительство Бурятии выступило с инициативой о внесении изменений и дополнений в закон по созданию льготных условий ведения предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), на статус которой претендует ряд монопоселений Бурятии. Предлагается освободить резидентов ТОР от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти календарных лет, снизить ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет, до 5% в течение первых пяти налоговых периодов и до 10% – в течение следующих пяти налоговых периодов. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, проектом предлагается снижение ставки по упрощенной системе налогообложения (УСНО) с 6 до 5% для приоритетных направлений деятельности, поддерживаемых государством, а также расширение перечня видов деятельности, на которые распространяется действие режима «налоговых каникул», путем включения бытовых услуг.

Внедрение режима ТОР для Селенгинска, по сути, создает лучшие налоговые условия для решения проблем градообразующего предприятия ЦКК, имеющего на балансе крупный имущественный комплекс и работающего на общих налоговых условиях. Это существенно снизит налоговые обязательства предприятия. Кроме этого, режим ТОР позволит в упрощенном режиме экспортировать продукцию и привлекать иностранную рабочую силу, что, конечно, противоречит третьему вопросу. Смогут ли воспользоваться льготами ТОР другие предприятия и нужно ли им это – большой вопрос. Все же режим ТОР предназначен для крупных проектов с экспортным потенциалом.

Панацея от безработицы

С учетом последних изменений предусматривается расширение перечня с 50 до 65 видов деятельности, по которым возможно применение патентной системы налогообложения (ПСН). Проект содержит также предложения по расширению применения наряду с системой квотирования иностранных работников, патентной системы привлечения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранной рабочей силы, с увеличением стоимости патента с 1568,40 рубля до 7503,60 рубля авансового платежа в месяц. Данная мера, по замыслу разработчиков проекта, направлена на защиту регионального рынка труда и сокращение безработицы среди жителей республики.

Желание повысить занятость местного населения понятно. Но запретительное повышение стоимости патента приведет лишь к уходу мигрантов в тень со всеми вытекающими последствиями (падение патентных доходов, тяжкие заболевания, нарушения правопорядка, «серые» схемы и т.п.). А их замена нашими соотечественниками весьма сомнительна. Стоимости патента в 7 503,6 рубля (после Якутии Бурятия будет вторым регионом по величине ставки) соответствует зарплата с учетом страховых взносов в 75 036 рубля. Мигранту и работодателю проще не оформлять отношения. Любой наш соотечественник при желании может найти низкоквалифицированную работу. Лишь бы не уходил в запой, делал работу качественно и не воровал.

Стоит позитивно отметить первые два предложения. А вот реализация третьего вопроса, обусловленная все же позитивным стремлением, может иметь общий негативный эффект.

Отметим, что проект поправок в законодательство уже рассматривался на совместном совещании Министерства экономики, Торгово-промышленной палаты Бурятии и бизнес-омбудсменом. Представители ТПП выступили с предложением снизить ставку налога на доходы индивидуальных предпринимателей с 6 до 1%, но при этом не представили расчетов, видимо, мотивируя это тем, что наилучшим вариантом было бы максимальное снижение ставки налога.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия Анатолий Дашиев отметил, что к обсуждению не подключилось предпринимательское сообщество Бурятии.

– Бизнес-сообществу необходимо более заинтересованно подходить к изучению и обсуждению проектов нормативных правовых актов, оценке их регулирующего воздействия. По наиболее важным из них иногда надо с карандашом в руках провести некоторые расчеты с тем, чтобы более аргументированно доказывать необходимость тех или иных изменений и дополнений, особенно по налогам и сборам. Для чиновников, разрабатывающих проекты законов и иных нормативных актов, это не так чувствительно, как для предпринимателей, которым предстоит жить и работать по новым правилам.

Кол-во просмотров: 670

Поделиться новостью:


Поделиться: