Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Привычка ездить по правилам – это больше, чем просто привычка. Но не все соблюдают правила, поэтому для решения спорных дорожных ситуаций в начале XX века Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис изобрели трехцветный светофор. Сегодня железные постулаты «красный – стой, желтый – приготовься, зеленый – иди (поезжай)» знают даже дети. Сколько сегодня светофоров в мире – не знает никто, но в одном среднестатистическом городе, аналогичном Улан-Удэ, их насчитывается несколько тысяч.

И, по законам парадокса, именно светофоры, спасающие жизни и регулирующие порядок, иногда вносят хаос на наши дороги. Хаоса на автодорогах хватает не только в России, но и в некоторых странах. Поэтому корейский изобретатель и дизайнер Ханьюн Ли еще в 2008 году придумал, как обезопасить пешеходов: надо вместо светофоров создавать на проезжей части голографические проекции. Как только светофор загорается жёлтым, на пути машин появляется голограмма, отгораживая транспортные средства от пешеходного перехода; когда включается красный –голограмма становится красного цвета и на ней появляются огромные фигуры движущихся пешеходов; когда ехать разрешено — голограмма исчезает.

Если кто-то случайно заедет за пределы проекции, никакого вреда машине или водителю это не принесёт. Идея в том, что голограмма куда нагляднее светофора не только визуально, но и на уровне восприятия — это видимое препятствие у водителя на пути.

Ханьюн говорит, что на эту мысль его натолкнула статистика по несчастным случаям, которые происходят в его родном городе в Корее на контролируемых пешеходных переходах: «Традиционные светофоры становятся с каждым днём всё менее заметными для водителей из-за множества светящихся рекламных плакатов, развешанных на дороге. Эту же систему пропустить невозможно — из-за её размера и правдоподобности».

Первый экспериментальный светофор, проецирующий голографические изображения, в 2013 году предполагалось установить в России на оживленном переходе в центре г. Долгопрудного Московской области, позднее такое устройство могло появиться в Москве на Пятницкой улице в рамках проекта «Инновационная дорога». Однако до сих пор из-за дороговизны проект остался на бумаге.

Бурятии такие светофоры точно не помешали бы. Пока во всем мире изобретают и совершенствуют систему, в Улан-Удэ «хозяйственники» тоже не дремлют и превращают светофоры в городскую изюминку. Однако делают это они по своим необъяснимым соображениям.

Например, светофор на перекрестке ул. Ербанова, напротив гостиницы «Байкал плаза». Здесь водителям приходится двигаться на ощупь. Светофора не видно вообще из-за установленного перед ним рекламного щита. А на ул. Бабушкина стоит светофор, не известный ни одному правилу дорожного движения. Он стоит над бордюром проезжей части на перекрестке, но регулирует движение, судя про загорающимся стрелкам, не вдоль дороги, а поперек, показывая неверное направление. Понятно, что является дублирующим светофором, но место установки в буквальном смысле все портит. Пешеходный светофор на ул. Куйбышева разрешающим зеленым сигналом допускает движение пешеходов в течение лишь семи секунд. За это время нужно успеть пересечь проезжую часть. Даже молодежь со спринтерской задачей не справляется. Зато красный свет горит больше минуты. На ул. Краснофлотская, наоборот, красный сигнал для авто горит в два раза дольше, чем зеленый. О «зеленом коридоре» на дорогах столицы Бурятии в такой обстановке мечтать не стоит. Остается надеяться, что инновационные светофоры в скором будущем доберутся до нашего региона и станут нормой, а новые изобретения помогут решить проблему пробок.

Пояснение: «Зеленый коридор» – это движение транспорта в условиях города, при котором зеленый сигнал светофора сопутствует автолюбителю. То есть если человек на первом светофоре попадает на зеленый сигнал, то до пункта назначения он доберется без пробок, ведь на всех городских светофорах он будет попадать только на зеленый сигнал.