Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Первое совещание по разработке Стратегии развития г. Улан-Удэ до 2030 года на 70% было посвящено обсуждению проблем излишнего администрирования бизнеса, что немного сбило фокус с обсуждения будущего развития города. Эта проблема явно беспокоит предпринимателей и рангом поменьше, а ее открытое обсуждение в разных средствах массовой информации лишний раз подтверждает существенность проблемы и отсутствие целенаправленной информационной кампании.

Причины для возмущения есть

Поступления по одному из сложных и часто оспариваемых налогов НДС за 10 месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились почти в 9 раз до 265 млн руб. Рост налоговой базы мог быть обеспечен существенным ростом выручки ОАО «Улан-Удэнский авиазавод» и частично компаниями рознично-оптовой торговли.

Однако публичное возмущение предпринимательской среды раскрывает еще фактор – механизм доначислений за счет плотной работы налоговых органов с предпринимателями, который приводит к доначислению НДС по договорам закупок с сомнительными поставщиками. В зависимости от группы товаров это доначисления НДС в 10 и 18% от стоимости закупок.

Сам исход предпринимателей в другие налоговые юрисдикции свидетельствует о разности применения налоговых правил в субъектах Российской Федерации. Юридическая «эмиграция» 166 организаций и индивидуальных предпринимателей выглядит весомей пришедших 82, если еще и учитывать вес «эмигрантов»: индивидуальных предпринимателей Шагдаровой И.В., Доржиева Г.Ю., Урбаевой В.С., Ларионова А.А. и др.

Вторая группа озвученных проблем, касается прежде всего ужесточения работы Трудовой инспекции и Роспотребнадзора.

Обеспечение условий труда и качества продукции представляется особо сложным в условиях кризиса. Экономишь на всем. На персонале и условиях его работы: вместо двоих работает один, на закупе оборудования, снижении обогрева, освещения, ГСМ и пр. Обеспечивать качество продукции также становится сложным – если производитель не экономит, то могут начать экономить его поставщики.

Если первым идет жаловаться на работодателя его недавно уволенный сотрудник, то на снижение качества продукции первыми реагируют потребители и конкуренты, которые еще и могут вести целенаправленную кампанию на производителя.

Учитывая то, что практически на любом действующем предприятии можно найти нарушения, это оборачивается в дополнительные затраты на подготовку предприятия к проверке, ее сопровождению, выплате штрафных санкций, сбивая компанию с привычного ритма.

Возможные и вероятные последствия

С учетом продолжения ужесточения администрирования НДС и признания Высшим судебным органом популярной в Бурятии схемы налоговой оптимизации как дробление бизнеса уклонением от уплаты налогов, то для компаний чуть ли не единственной компенсацией роста налоговых платежей станет повышение цен на продукцию. Прогнозируется рост цен в районе 5 - 20%.

Продолжение «миграции» бизнеса для республиканского консолидированного бюджета приведет к потере в поступлениях НДФЛ на сотни миллионов рублей. К сожалению, прецеденты уже созданы, а успокаивающих ответов со стороны контролирующих органов бизнес на свои жалобы не получил. В связи с прогнозируемым снижением доходов и повышением налоговых рисков стоит ожидать снижения инвестиционной активности бурятских компаний. Связывать их административными путами по рукам и ногам перед угрозой прихода федеральных конкурентов конечно не стоило бы.

Важно не допустить второго этапа «миграции», когда предприниматели начнут перемещать свою хозяйственную активность в регионы своей налоговой регистрации. Но судя по отсутствию реакции контролирующих органов, способствующей нахождению диалога с бизнесом, пессимистические ожидания могут быть реализованы.