Что спасет экономику Бурятии в 2016 году?

По традиции «Новая Бурятия» подводит экономические итоги ушедшего 2015 года и публикует прогнозы на текущий год.
Экономика |

Противоречивые результаты за 2015 год

И если в целом по России экономические итоги ушедшего года носят явно негативный характер, то итоги для Бурятии противоречивы. Промышленность Бурятии, ведомая флагманом российского вертолетостроения Улан-Удэнским авиазаводом и Гусиноозерской ГРЭС, показала рост на 5% в сравнении с общероссийским спадом в 3%. Розничный товарооборот увеличился на 2–3%, что существенно, учитывая падение на 10% в целом по России и в Иркутской области, Забайкальском крае в частности. При этом сельское и лесное хозяйство, строительство, отдельные сектора торговли, отрасли, обслуживающие потребление более высокого уровня, вошли в фазу спада, демонстрируя устойчивое снижение от 7 до 10%.

Возможности 2016 года

Безусловно, глобальные и общероссийские события создают не очень хороший фон. И если для России в целом прогнозы на 2016 год носят явный пессимистический и даже апокалипсический характер, то для Бурятии этот год несет возможности. Отметим из них основные.

Во-первых. Похоже, что режим санкций надолго. Вряд ли в обозримом будущем будет решен окончательно украинский вопрос. Можно выстраивать определенные среднесрочные стратегии, направленные на использование фактора импортозамещения, в том числе и в сфере туризма.

В этом плане монгольский фактор и фактор роста оборонных расходов сыграл нам в плюс в 2015 году. И если на рост оборонных расходов мы не можем с уверенностью рассчитывать, то внешнеторговые и внешнеполитические факторы вперемежку с эффектом девальвации рубля будут продолжать приносить дивиденды. И это шанс для бурятской экономики в сфере гостеприимства, туризма, торговли. Поток монгольских гостей в 400 000 человек только в 2015 году внес в розничный оборот порядка 18 млрд рублей. Это соответствует десятой части нашего годового розничного товарооборота и одномоментному посещению жителями г. Улан-Удэ какой-либо достопримечательности, не считая туристических доходов и доходов в секторе товаров и услуг для бизнеса.

Могут ли быть доходы выше?

Могут, если решать вопросы, связанные с облегчением и повышением комфорта пересечения границ нашими гостями и совершением ими покупок, комплексные задачи по формированию инфраструктуры всесезонного туризма, не требующего крупных вложений, формированию собственного облика наших территорий.

Во-вторых. 2016 год – это год выборов. За долгие годы система назначений губернаторов привела к потере обратной связи местной власти с населением, потере неформальных норм, широко использовавшихся в практике принятия решений, в том числе кадровых. Сложная формула кадрового решения во власти, учитывающая представительство элит по разным принципам (профессиональным, отраслевым, территориальным, гендерным, этническим и пр.), вызывала массу вопросов по своей прямой эффективности. Но она символизировала соблюдение местных обычаев, практиковавшихся еще с советских времен, и максимальное стремление учитывать интересы всех сторон, что в дальнейшем распространялось на другие сектора.

Широкие слои местной элиты, а с ними и население, не имеют возможности напрямую влиять на решения власти. Во многом из-за отсутствия представительства местного бизнеса в исполнительных органах власти происходит «налоговая» предпринимательская эмиграция из Бурятии. Работа общественных организаций типа Торгово-промышленной палаты и Союза промышленников и предпринимателей по налаживанию системного диалога с властью существенна, но недостаточна.

Любая выигравшая политическая сила будет вынуждена отражать интересы широких слоев местного населения и элит. Поэтому в 2016 году стоит ожидать появления новых людей в политике и власти, новых проектов и альтернативных идей от оппозиции, отражающих интересы широких кругов населения.

Будущее без идеализации

2016 год предопределит события в Бурятии на долгие годы вперед, сформировав новую структуру взаимоотношений на основе наличия более эффективных каналов обратной связи.

В-третьих. Задачей повышения эффективности в связи с сужением финансовых возможностей заняты не только представители коммерческого сектора. Руководство большинства бюджетных организаций, начиная с 2015 года, решает вопросы повышения эффективности, сокращая расходы и задумываясь об освоении рыночных ниш. Большинство коммерческих организаций прошло этот процесс в 90-е годы. Для бюджетных организаций все только начинается.

В 2016 году решения будут приниматься более обдуманно, и, конечно, без жестких, но необходимых решений не обойтись. Нас ждут слияния и поглощения организаций в бюджетном секторе, и на базе существующих организаций могут быть даны старты интересным проектам: опорным региональным университетам, образовательно-воспитательным комплексам и многим другим. Смена поколений будет ускорена за счет жестких сокращений, в первую очередь сотрудников пенсионного возраста, в том числе и в высших звеньях.

Безусловно, 2016 год будет сложным, и мы отнюдь не идеализируем его. Но очень важно на фоне негатива находить множество способов достижения положительных общественных результатов, которые легче находятся на позитивном фоне, нежели в тревоге и стрессе.

Кол-во просмотров: 2707

Поделиться новостью:


Поделиться: