Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Жители Улан-Удэ ведут борьбу с управляющими многоквартирными домами компаниями. Поднимается волна массовых отказов от услуг тех или иных «управляшек» из-за некачественного управления домом.

Тяготы решения проблем берет на себя Совет дома. Однако, как показывает практика, пока все попытки тщетны.

На сегодняшний день в Улан-Удэ создано 1290 Советов многоквартирных домов, в том числе в Железнодорожном районе — 443, в Октябрьском районе — 580, в Советском районе — 267.

В среднем за месяц на территории г. Улан-Удэ создается 61 Совет. Администрацией г. Улан-Удэ и управляющими организациями проводятся еженедельные собрания собственников помещений. Однако отмечается низкая активность жителей. После создания Совета дома собственники помещений прекращают посещать общедомовые собрания, считая, что все проблемы и решения должен решать именно Совет. Насколько это ошибочно, можно судить на конкретных примерах.

К чему привели реформы в системе жилищно-коммунального хозяйства? Как управляющие домами компании сегодня выбивают себе доходное место? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности. Особенно четко печальную картину видят жители домов, страдающие от недобросовестных управляющих многоквартирными домами компаний.

В редакцию «Новой Бурятии» поступило обращение от жителей дома №53а по ул. Чертенкова. Вот уже несколько лет этот дом является настоящим полем битвы за справедливые начисления и качественное оказание услуг. Недавно прошло лицензирование «управляшек», на которое жильцы злосчастного дома очень рассчитывали. Однако сегодня все собственники квартир стали в буквальном смысле заложниками непростой ситуации.

На протяжении нескольких лет этим домом руководит управляющая компания ООО «Жилремсервис-11». Эта компания печально знакома многим горожанам, ведь в ее распоряжении находится около 28 домов. Однако скандальная ситуация вот уже без малого 5 лет разворачивается именно в доме №53а.

Жильцы сообщили «Новой Бурятии» о сомнительных эпизодах поборов жильцов, темных схемах ремонта общего имущества дома и о нескольких компрометирующих компанию фактах работы.

Нарушений в работе компании масса. Например, в 2014 году инициированная Советом дома проверка Республиканской службой ГЖИ выявила множественные нарушения законодательства.

Вот только один из эпизодов.

В 2011 году одна из жительниц дома подала в суд на ТГК-14 по поводу игнорирования компанией жалоб на холод в квартирах во время отопительного сезона. Тогда оказалось, что поставщик тепла действительно допустил нарушения, температура воды в квартирах не соответствовала нормам, установленным законом. Суд вынес решение в пользу истца, то есть собственников квартир, и сразу же после этого в квартирах потеплело. Однако именно это разбирательство помогло выявить существенные нарушения в работе «Жилремсервис-11». На этом процессе выяснилось, что «управляшка» по документам вовсе не является управляющей компанией.

В суд был представлен единственный документ — протокол общего собрания собственников помещений дома за 20 октября 2008 года. В протоколе отражено, что жильцами был выбран способ управления и была выбрана компания «Жилремсервис-11». Но документов, что люди голосовали за ценообразование услуг и выбор услуг, не было. Договор с жильцами заключен на содержание и текущий ремонт общего имущества. По документам, «Жилремсервис-11» обязалась выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам. То есть непонятно, законно ли она пришла к управлению МКД. Компания представила в суде, очевидно, «липовый» протокол собрания: собственники не выбирали эту компанию, не заключали договоры и даже не знали, за что им начисляются такие тарифы на услуги «управляшки».

А коммунальные услуги она не предоставляла. Все эти нарушения были подтверждены при проверке Республиканской службой государственной жилинспекции (ГЖИ).

Также выяснилось, что УК не заключала договоры с региональным поставщиком тепла, то есть с ТГК-14. Хотя по закону это прямая обязанность управленцев. И УК не следила за температурным режимом в помещениях дома.

Кроме того, жильцы были возмущены общим состоянием дел в доме: за общим имуществом также никто не следил, а отчеты о ремонте приходили постоянно.

Жильцы злосчастного дома №53а предоставили редакции документы, подтверждающие данные факты. При этом, как утверждают обратившиеся, деньги с собственников квартир «управляшка» брала по графику исправно. Суммы в платежках росли, результатов трудов компании видно не было.

Наконец, в 2015 году было судебное разбирательство, которое буквально раскрыло глаза на то, откуда брались столь большие суммы сбора платежей с жильцов и за какие же услуги взимались эти деньги.

В сущности, плата, требуемая с собственников жилья в доме за услуги компании, никак не обосновывалась и не подтверждалась на деле. Оставался вопрос, куда же уходили деньги?

На суде «Жилремсервис-11» представила документы о якобы выполненных работах, при этом ни одна работа не подтверждалась актами приемки работ собственниками дома.

Кроме того, «Жилремсервис-11» настаивала, что «собственники утвердили тариф за содержание и текущий ремонт жилья в размере 12,06 руб./кв.м с общей площади помещений в месяц». Однако предоставленная расчетная ведомость одной из собственниц квартир данного дома показала, что с января 2012-го по январь 2015 года произошло повышение тарифа за услуги ремонта и содержания общего имущества два раза без согласия собственников. При том, что это незаконно со стороны «управляшки», что и доказал позже суд. Стоимость содержания общего имущества дома №53а, согласно сведениям, предоставленным компанией в суд, должна составлять 1 млн 658 тыс. 100 рублей и 46 копеек за три года. На деле УК «Жилремсервис-11» собрала с собственников помещений дома необоснованным завышением тарифа за три года более 396 тыс. 885 рублей лишних. Катавасия продолжается.

В 2015 году компания не прошла лицензирование, но деятельность не остановила. Ранее по документам она была просто подрядной организацией и на управление не имела права, равно как и не несла ответственности в доме ни за что, и при этом собирала деньги за якобы услуги, связанные с достижением цели управления МКД.

После этого компания подала заявку снова и во второй раз смогла получить лицензию. Но вопрос, как ей это удалось, повис в воздухе. Ведь главное требование для получения лицензии — заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, но ни один договор до сих пор не заключен.

Согласно отчету компании за 2014 год, она получила от собственников дома почти 700 тыс. рублей. Как утверждают собственники помещений в данном доме, эти деньги на нужды дома не поступают. Все статьи расходов средств собственников дома ловко прописаны под видом выполнения нужд дома. Все списывается на расходы выполнения работ, которые собственники не утверждали. Однако, согласно жилищному законодательству, собственники квартир должны сами определять перечень работ, которые нужно провести в доме. Как заявляют собственники, указанный в отчетах компании перечень работ на общедомовом собрании утвержден не был.

Например, на аварийно-диспетчерское обслуживание в 2015 году было по отчету затрачено более 58 тыс. рублей. И это несмотря на то, что в данном доме никогда «аварийки» не было.

Прокуратура и Республиканская служба ГЖИ выносили предписания компании об устранении нарушений жилищного законодательства: по поводу заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, но ООО «Жилремсервис-11» ни одного из них не исполнило. А Республиканская служба ГЖИ не проконтролировала исполнение своего же предписания, за что и получила предписание уже от прокуратуры.

ГЖИ на обращения собственников ответила, что они должны обратиться в свою «управляшку» за возвратом излишне уплаченных средств этой компании, но компания ответила, что ни решение суда, ни предписание ГЖИ фактически для них не основание, чтобы выплачивать деньги собственникам.

Неравнодушные за судьбу дома собственники уверены, что такой ситуации можно было бы избежать, если бы все собственники квартир знали или хотя бы интересовались своими правами, а не бездумно доверяли «управляшкам». К тому же Совет дома без поддержки собственников решить проблему не способен. УК не идет на контакт, и как защититься от «управляшки», которой суды и ГЖИ не указ, неизвестно.