​Дело о «Николаевском» закрыли

Но вопросы к собственнику остались.
Экономика |

15 февраля стало известно, что суд вынес решение по громкому делу племенного завода «Николаевский», одним из собственников которого является депутат Народного Хурала Матвей Баданов. Однако вердикт удивил количеством вопросов, которые остались после нашумевшего в прессе разбирательства.

26 ноября прошлого года Управлением Россельхознадзора был подан иск в Тарбагатайский районный суд в отношении «Племенной завод «Николаевский». Главное требование заявителей – приостановить деятельность мясопроизводящего предприятия на 90 суток. Причина — порча заводом земель сельскохозяйственного назначения, основной аргумент — доказательства экспертизы, проводимой на полях вблизи предприятия.

Оказалось, что под понятием «порча» скрывается использование так называемых отходов производства, то есть навоза.

Дедовские методы

Вывоз навоза в поля производится с 1976 года, когда на месте ныне существующего «Николаевского» открылся свинокомплекс «Южный», который через 20 лет в упадочном состоянии выкупил агрохолдинг «Николаевский». При расчетном возможном размещении 25 тысяч голов на тот момент в «Южном» содержалось 300 свиней, которые при этом не имели генетической ценности. В то время еще не существовало федерального закона «Об охране Байкала», да и принципы ведения агробизнеса были другими. Но все же.

Прошли десятилетия, и объемы производства завода выросли в разы, вместе с тем вырос и вред от его деятельности.

Россельхознадзор провел проверки и выявил многолетние нарушения. Как пояснили в ведомстве, на основании материалов проверки по фактам загрязнения земель сельскохозяйственного назначения были составлены 2 протокола об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.6 КоАП
РФ «Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления».

Два земельных участка общей площадью около 2 га, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, один из которых находится в аренде ООО «Племенной завод «Николаевский», а другой не принадлежит юридическому лицу, были загрязнены отходами производства, свиным навозом.

Но главное — данные отходы относятся к 4 классу опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Это класс малоопасных веществ и материалов, которые не представляют серьезной опасности для экологического фона, тем не менее на восстановление после заражения требуется около трех лет. Облегчаются и мероприятия по обслуживанию. Так, хранение отходов можно осуществлять прямо на территории, которая планируется к регенерации. То есть в некоторых случаях возможно и самовосстановление экосистемы.

Опасения обоснованны

Но в случае с «Николаевским» все сложнее, ведь свиной навоз вывозился на поля не один десяток лет и восстановление плодородия почвы, как и ее пригодности к обработке, может затянуться на такой же длительный срок.

Кроме того, при проведении плановой проверки специалистами Управления Росприроднадзора по Бурятии были отобраны образцы проб почвы, которые подтвердили факт загрязнения. Так как ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает как административный штраф, так и приостановление деятельности, материалы плановой проверки Управления Росприроднадзора по Бурятии и были направлены в Тарбагатайский районный суд для принятия правового решения.

Акт плановой проверки Управления Росприроднадзора со всеми выявленными нарушениями был подписан представителем ООО «Племенной завод Николаевский» без замечаний. Нарушения признаны. А заводу грозило приостановление работы на 90 суток, забоя около 10 тысяч свиней, что для крупного мясопроизводящего предприятия означает банкротство.

Понимая, что дело идет к закрытию бизнеса, депутат Баданов вместе с другими собственниками предприятия развернул информационную кампанию по защите своих предпринимательских интересов.

1 февраля Матвей Баданов заявил в СМИ, что почти два года назад запущен биогазовый комплекс для утилизации навоза. Он возведен при помощи правительства в виде 50-процентной субсидии на строительство, которое обошлось чуть более 30 млн рублей. Однако китайский подрядчик, который собирал биоустановку, оказался недобросовестным: поставил множество несовершенных узлов, которые приходится менять на европейские аналоги. При этом биокомплекс до сих пор работает не по полному циклу — не хватает одного компонента.

При этом активность навоза, прошедшего реактор, ослабевает всего в 20 раз. Последняя фаза — это лагуна, куда фракция складируется на хранение. И в течение полугода она полностью теряет активность. После этого она абсолютно безвредна для экологии. Он также заявлял, что экологического производства не получается, так как земли, предназначенные для организации лагуны, муниципальные власти отдали в аренду неким частным лицам.

Собственно, информационная кампания сработала, завод не закроют. Ведь за предпринимателя вступилось руководство республики, призывая к диалогу с надзорными органами.

Даже общественность подхватила волну негодования: «промышленности в республике почти не осталось, а тут закрывают еще один крупный завод». Но если отбросить все эмоции, то судебное решение по «Николаевскому» выглядит как минимум странно. Остается ряд вопросов.

Двойные стандарты

Вопрос первый. Как вышло, что депутат Народного Хурала мог не знать республиканских законов? Вполне понятно, что он с ними хорошо знаком. Тогда чего же ожидало руководство агрохолдинга, не пытаясь предпринять решающих мер по своему вопросу? Вопрос второй.Депутат Баданов заявлял, что разобраться с проблемами мешает муниципальное препятствие — земельная неразбериха. Причем длится все это несколько лет. Об этом нигде не заявлялось ранее до момента разбирательства в суде под страхом банкротства. Была ли это попытка давления на общественное мнение со стороны бизнесменов?

И третий вопрос. Если на самом деле многолетние залежи свиного навоза так опасны для экологии, а надзорные органы с уверенностью заявляли о 100-процентном вреде данных отходов, то как вышло, что суд вдруг принял решение в пользу «Николаевского»? Ведь получается, что теперь завод и дальше будет продолжать загрязнение окружающей среды, а устранение нарушений может снова затянуться. Кстати, в Управлении Россельхознадзора комментировать решение суда отказались.

И, наконец, не является ли это примером, когда в некоторых случаях идут навстречу одним, а остальных предпринимателей продолжают кошмарить? На данный момент республика потеряла несколько крупных и перспективных предприятий, владельцы которых после банкротства заявляли о двойных стандартах в решении проблем бурятского бизнеса.

Кол-во просмотров: 1454

Поделиться новостью:


Поделиться: