Нестандартные стандарты обучения

Сегодня многие школы подходят к современному образованию детей, но все-таки кое-что в отечественной системе пока не удается сломить.
Общество |

Сегодня все чаще говорят о новых подходах к современному образованию детей. Действительно, уже многое успело поменяться в школах, начиная от методики преподавания предметов, заканчивая нормами поведения для учителей. Но все-таки остается кое-что, что в отечественной системе пока не удается сломить, хотя стоило бы.

Понятие «школьный гастрит» уже укрепилось в сознании и детей, и родителей. Редкий подросток сейчас может похвастаться отменным здоровьем, выпускаясь из стен родной средней школы. Однако речь пойдет вовсе не о меню для школьников – это отдельная многогранная тема. Как показывает практика, причина проблемы кроется в созданной системе работы образовательных учреждений. «Новая Бурятия» попыталась проанализировать, каким образом питаются школьники республики и Улан-Удэ и как такое питание сказывается на их здоровье.

По данным статистики, каждый десятый ребенок имеет хроническое заболевание органов пищеварения. Наиболее часто этому недугу подвержены дети в периоды интенсивных изменений в организме: 5–6 и 9–12 лет. Ситуация усугубилась за последние десять лет.

Живой пример тому история улан-удэнки Евгении Николаевой и ее дочери Жанны.

– Дочка учится сейчас в 5 классе. Совсем недавно она начала жаловаться на изжогу и сильные боли в животе. Мы обратились к врачам, и нам поставили диагноз «гастрит». Это очень удивило меня, потому что за здоровьем ребенка пристально слежу: никакой жвачки, газировки и прочих вредных продуктов, – рассказала Евгения.

По мнению женщины, заболевание развилось за годы обучения в школе. Сама Жанна рассказала о довольно суровых буднях школьной жизни.

По словам девочки, учеников в школе настолько много, что полноценно питаться не получается. И виновато в этом не столько меню, сколько тотальная нехватка времени.

На данный момент в школах существует десятилетиями отработанная схема обучения. Уроки начинаются в 8.15 утра, перемены составляют 10 минут. В обеденное время между уроками существует та самая заветная перемена, во время которой учащиеся должны успеть поесть. Время на обед составляет 15 минут. А теперь любопытный факт – очередь учащихся в столовую на обед составляет, как правило, 20–30 человек, иногда больше. За 15 минут поесть из них не успевает практически никто. Поэтому многие ученики остаются голодными либо питаются всухомятку тем, что продается в ближайшем к школе киоске. Рацион в таком случае у ребенка состоит из печенья, переслащенного сока, той самой опасной для желудка газировки или шоколадных батончиков.

Педиатры подтверждают, что гастрит – болезнь нерегулярного питания, но кроме этого, гастритом можно заразиться. Например, съев некачественную или несвежую пищу, в которой засилье микробов, вызывающих гастрит. Конечно, и стрессы от учебного процесса способствуют раздражению слизистой желудка школьника.

Чтобы избежать гастрита или минимизировать его проявления, педиатры советуют плотно завтракать. Каши, омлет, запеканка, любая другая теплая и полезная еда помогут противостоять школьному стрессу и голоду, которые провоцируют развитие гастрита. В обед желательно съесть суп или бульон, на ужин мясо или рыбу с овощами. И нельзя забывать о посещении врача.

Зато в других странах этой проблемы удается избежать. Например, в Японии решение найдено в особой организации обедов школьников. Совсем недавно съемки из японской школьной столовой облетели интернет и стали настоящим хитом. В Японии обед это больше, чем просто прием пищи. Работники школьной столовой за 3 часа готовят обед для 720 человек. После 4-го урока наступает время обеда, который длится 45 минут, как целое занятие. Ученики надевают специальные поварские халаты, шапочки, маски на лицо.

Обязательно моют руки и пользуются гелем-санитайзером. Дежурные отправляются за контейнерами с едой. Но для начала они благодарят поваров за приготовленный обед.

Младшие школьники перевозят обед в тележках. Дежурные есть по каждому виду пищи – по молоку, супу и т.д. После сервировки они отчитываются, сколько еды осталось. Ничего не должно пропасть даром.

Учитель обедает вместе с детьми. Перед тем как начать трапезу, он сообщает, из чего произведены продукты, которые сейчас лежат на столах у детей. После обеда дети спорят на кулачках, кому достанется оставшееся молоко или рыба. Все обязательно чистят зубы после трапезы. Кроме того, ученики разворачивают пакеты с молоком. Упаковка отправляется на переработку. Пакеты из-под молока складывают в корзину, промывают водой, оставляют на сутки сушиться, а затем относят в специально отведенное место, откуда их забирают на переработку.

Грязную посуду школьники относят сами. Малыши отвозят посуду на тележках к лифтам.

В 13.10 наступает период уборки, который длится 20 минут. Дети моют полы в классах, коридорах, туалетах, подметают в школьном дворе.

Детей с ранних лет приучают к труду. Они знают, что продукты даются не просто так, их нужно для начала вырастить. Но главное, такая традиция обеда сохраняет здоровье школьника.

Однако нам до Японии пока далеко, а потому приходится довольствоваться тем, что есть.

Кстати, количество «гастритчиков» среди подростков скоро резко возрастет, по крайней мере в Улан-Удэ. Республиканские власти сократили финансирование льготного школьного питания. Из экономии бюджета разработали новые правила – теперь в школах будут тщательно отбирать учащихся, имеющих право на бесплатные горячие обеды в школе. Каким образом будут определять достойных обедать и тех детей, которые могут и поголодать во время учебного процесса, не поясняют. По официальным данным, сейчас один обед стоит 20 рублей. У учителей это вызывает ироничную насмешку – в реальности стоимость обеда сейчас составляет не больше 10–14 рублей. Потому и планы вызывают негодование и здоровое скептическое отношение.

Справка:

Гастрит – воспаление слизистой желудка. При заболевании отмечают тяжесть и прочие неприятные ощущения в верхней части живота, могут быть также тошнота, тянущие или распирающие боли. При этом маленький ребенок еще не в состоянии идентифицировать свои ощущения и, как правило, жалуется на живот, показывая на область пупка.

Кол-во просмотров: 1205

Поделиться новостью:


Поделиться: