​Судьба «фенольного озера» ЛВРЗ "подвисла" в неопределенности

Странное озеро хочет посмотреть прибывающий в Бурятию сопредседатель Центрального штаба ОНФ.
Общество |

Судьба экологической «бомбы» в центре Улан-Удэ – «фенольного озера» ЛВРЗ, вновь «подвисла» в неопределенности. Кассационную жалобу компании «Желдорреммаш», которой принадлежит ЛВРЗ, удовлетворила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. Самого решения коллегии пока не опубликовано.

Напомним, в апреле прошлого года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Бурятии, рассмотрев апелляционную жалобу «Желдорреммаша», оставила без изменения решение Железнодорожного суда, который удовлетворил требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к компании. А также признал незаконными действия Улан-Удэнского ЛВРЗ по загрязнению подземных вод и атмосферного воздуха.

Суд первой инстанции обязал ОАО «Желдорреммаш» обезвредить фенольный отстойник в центре города, восстановить нарушенное состояние земельного участка за счет собственных средстви и возместить сумму причиненного ущерба подземным водам в размере 8,9 млн рублей. Также обеспечить качество очистки атмосферного воздуха.

Исковое заявление было направлено в суд по итогам проверки и исследований состояния загрязнения подземных вод отстойником, который в народе называют «фенольным озером».

В 2005 году ЛВРЗ прекратил эксплуатацию газогенераторной станции, в результате деятельности которой образовывались фенольные (нефтесодержащие) воды – отходы, имеющие II класс опасности. Фенольные воды сливались в отстойник-накопитель общей площадью 27,6 тыс кв м, глубиной от двух до четырех метров, не имеющий герметичного дна и стен. В итоге дренажных процессов фенольные воды загрязнили подземные воды, протекающие ниже дна отстойника-накопителя. Результаты химического анализа подземной воды показали превышение предельно-допустимой концентрации нефтепродуктов и аммония в десятки раз, в сотни и тысячи раз - по фенолам и другим вредным веществам.

Между тем, участок, где находится «фенольное озеро», весной 2014 года ЛВРЗ продал за 28 млн руб компании «Транс Логистик», которая должна была заняться рекультивацией площади отстойника. Республиканское управление Росприроднадзора, узнав об этом, обратилось в прокуратуру с просьбой проверить законность сделки. Однако 3 декабря 2014 года в ходе судебного заседания по «фенольному озеру» выяснилось, что единственный владелец компании, зачем-то купившей экологическую «бомбу» в центре столицы, скончался. Руководство Улан-Удэнского ЛВРЗ информировало о том, что готово возместить ущерб, нанесенный природе в результате воздействия отстойника-накопителя фенольных вод. Саму же сделку по продаже «фенольного озера» предприятие продолжало считать законной.

Собственно, именно последнюю позицию «Желдорреммаш» и отстаивало в Верховном суде России. А решения судов в Бурятии основывались на том, что, когда 3 апреля 2014 года «Желдорреммаш» продавал компании «Транс Логистик» земельный участок площадью 43,2 тыс кв метров, на котором расположено фенольное озеро, ООО «Транс Логистик» не имело лицензии на обезвреживание и размещение фенольных отходов. На этом основании и был сделан вывод о недействительности сделки в этой части. Однако суды не указали - в силу какой правовой нормы является недействительным договор купли-продажи, а также не уточнили - является сделка оспоримой или ничтожной. А это имеет значение, так как, если сделка оспорима, то признать ее недействительной возможно лишь при самостоятельном требовании, которого нет в иске прокурора. Все это оговаривается в Гражданском кодексе РФ.

Пока шли судебные процессы у ООО «Транс Логистик», согласно данным ЕГРЮЛ, в октябре 2015 года появился новый владелец – известный бизнесмен Алексей Михалев, унаследовавший компанию у своего отца. Впрочем, это никак не повлияло на символический уставной капитал фирмы. А в списке видов ее деятельности, как не было, так и нет, ни одного, который хоть как-то касался ликвидации серьезных экологических угроз, хотя в нем закреплены операции с недвижимостью.

Более того, новый владелец «Транс Логистик» уже успел подать исковое заявление в Арбитражный суд Бурятии к ОАО «Желдорреммаш». Как свидетельствует информация на сайте суда, 3 февраля заявление принято к производству. Предварительное заседание суда назначено на 4 апреля.

Суть искового заявления заключается в том, что сейчас «Транс Логистик» просит признать недействительными часть положений договора купли-продажи земельного участка. Эти положения указаны лишь по номерам, но можно предположить, что Алексей Михалев, понимая сложность оспаривания всего договора, хочет оспорить покупку той части участка, на котором расположено «фенольное озеро».

Пока с твердой уверенностью можно говорить об одном. ОАО «Желдорреммаш», желая избавиться от «фенольного озера», нашло изящный вариант в виде его продажи вместе с земельным участком, который сам по себе очень привлекателен для бизнеса. Район находится в пяти минутах езды от центра города. Некогда он был занят большей частью чисто промышленной застройкой, но сейчас активно осваивается коммерческими структурами. А с возможной постройкой еще одного моста через Уду в районе авторынка он может превратиться и вовсе в лакомый кусок.

Нельзя утверждать, что на эту перспективу небольшая фирма «Транс Логистик» купилась сама, заплатив за это 28 млн руб. Скорей всего за ней стояли более крупные игроки, имеющие хорошие связи и рассчитывавшие с помощью них реализовать заманчивую комбинацию. А именно – приобрести участок с отстойником, но осушение и рекультивацию его возложить на федеральный бюджет. Ведь именно из него финансируется программа ликвидации так называемых «накопленных негативных экологических последствий». А проще – зон экологического бедствия.

Однако, своевременное вмешательство Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры, а затем и кончина владельца «Транс Логистик», могли сорвать такие планы. Во всяком случае, новый владелец компании своим обращением в арбитражный суд дал ясно понять, что играть в такие игры не намерен.

К тому же, по оценкам специалистов, они бессмысленны, так как бюджетное финансирование ликвидации накопленных негативных экологических последствий возможно лишь тогда, когда виновников этих последствий уже не существует.

Пока проблема фенольного отстойника возвращается на круги своя. Железнодорожники, так и не сумевшие ликвидировать экологическую «бомбу», хотят довести до логического конца ее продажу компании с уставным капиталом в 10 тыс руб. Чем закончатся судебные тяжбы – сказать сложно.

Согласно информации появившейся на сайте мэрии Улан-Удэ в конце минувшей недели, 24 февраля странное озеро хочет посмотреть прибывающий в Бурятию сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Видимо, информация о «фенолгейте» дошла и до Москвы. Однако, варианты решения проблемы она, так или иначе, спросит у региона.

Глава Бурятии Вячеслав Наговицын на планерном совещании еще в конце октября 2014 года поручал министерству природных ресурсов республики разобраться с вопросом продажи «фенольного озера».

- Рассмотрите эту схему, если это махинации и попытка «сбросить» с себя решение проблемы, то вы должны обратиться в правоохранительные органы, - отметил тогда он.

Однако, похоже, поручения придется давать повторно. Ведь по самым приблизительным оценкам, осушение ядовитой и очень большой лужи, обойдется не в один миллиард целковых, сообщает "Байкал Финанс".

Справка:

ОАО «Желдорреммаш» - интегрированный ремонтный комплекс, распределенный по всей сети дорог ОАО «РЖД» и выполняющий все виды средних и тяжелых ремонтов локомотивов. Образовано в 2009 году на базе Дирекции по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» в рамках реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. Является зависимым предприятием ОАО «РЖД». Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале общества составляла 100% - 1 акция. В декабре 2012 года 75%-2 акции ОАО «Желдорреммаш» приобретены ООО «ТМХ-Сервис». В настоящее время ОАО «Желдорреммаш» входит в группу компаний «ТМХ-Сервис» под управлением ООО «Локомотивные технологии».

ООО «ТМХ-Сервис» создано в июне 2010 года в соответствии с программой реформирования системы технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава ОАО «РЖД». В рамках договоров с Трансмашхолдингом и ЖДРМ, компания ТМХ-Сервис отвечает за качественное и полное обслуживание локомотивов, используемых ОАО «РЖД».

Группа компаний «ЛокоТех» включает в себя ряд диверсифицированных направлений в рамках сервисного обслуживания тягового подвижного состава на всем его жизненном цикле. В холдинг «ЛокоТех» входят ОАО «Желдорреммаш», ООО «ТМХ-Сервис», ООО «ТМХС – Лизинг», ООО «Торговый дом ТМХС», ООО «АВП Технология», ООО «ЛокоТех-Промсервис» и ООО «ЛокоТех-Литейные заводы».

Кол-во просмотров: 515

Поделиться новостью:


Поделиться: