​Пора на роспуск

Волнующие население вопросы законодательный орган Бурятии проигнорировал.
Политика |

Жители республики ждут решительных действий от законодательной власти. За последнее время проблем в разных сферах жизни региона накопилось немало. Но народные избранники пока никак не реагируют, предпочитая заниматься рутинной работой.

Очередная 16 сессия Народного Хурала, прошедшая 25 февраля, снова оставила больше вопросов, чем ответов. Она выявила не только разрозненность республиканского парламента, но и отсутствие у него необходимой политической воли. Проделанная интеллектуальная работа депутатов также выглядит недостаточной.

Карикатурные скандалы

Итоги сессии удручающие – с одной стороны, ни одна из актуальных, давно назревших проблем так и не была разрешена, с другой – они незаметны для обывателя. Так уж получается, что большинство населения наслышано о работе республиканского парламента только благодаря карикатурным скандалам.

Среди вопросов, решения которых или хотя бы чётких действий для их решения общественность уже давно ожидает от депутатов, это преступно растущие тарифы по ОДН, гигантские доплаты к пенсиям чиновников, детское питание.

Долго и эмоционально выступали депутаты, осуждая так называемые «письма счастья» и тарифный беспредел, устроенный «Читаэнергосбытом». Само по себе удивительно, что только сейчас проблема привлекла внимание законодателей. Ведь именно из-за наплевательского отношения всех ветвей власти, из-за безнаказанности поставщик электроэнергии и чувствует себя вправе грабить население. Решение было предсказуемым – создание очередной рабочей группы.

Слова Аркадия Цыбикова помогают прояснить ситуацию:

– Эмоциональное выступление наших депутатов обычно ни к чему не приводит, сотрясаем всегда воздух. Откуда вообще взялся этот «Читаэнергосбыт»? Конечно же, его цель это получить прибыль при минимальных затратах, то есть это монстр, его невозможно победить, он всегда будет находить уловки, чтобы заработать прибыль. Вот эти комиссии, которые мы создаём, я считаю, что туда должны входить люди, желающие нести ответственность, нести пользу, а то у нас работа любой комиссии со временем затихает. Почему всё время комиссии создаём? Ведь есть исполнительные органы, где их работа?». Вот и получается, что Народный Хурал Бурятии за два с половиной года работы созыва не выработал чёткого алгоритма действий.

Спуск на тормозах

Другую, уже взрывоопасную тему – чиновничьи пенсии, упорно спустили на тормоза, несмотря на активную позицию депутата Михаила Гергенова и ряда его единомышленников. А кое о чём забыли даже упомянуть. Конец прошлого года ознаменовался продолжительным скандалом в связи с недофинансированием школьного питания для детей из малообеспеченных семей. Пока республиканские и муниципальные власти выясняли между собой, кто и сколько должен вкладывать, стоимость школьного обеда составляла всего около 14 рублей. Хотя, судя по обсуждению в стенах республиканского парламента, депутаты уверены, что питание сегодня в школьной столовой стоит около 20 рублей.

На пресс-конференции по итогам сессии председатель комитета по социальной политике Александр Стопичев попытался оправдать законодателей и пояснил: «Законодательно не закреплено, чьи это полномочия – в законе сказано, что субъекты вправе оказывать помощь. В Бурятии субъект и муниципальные образования договорились на паритетных началах, в соотношении 50 на 50. Раньше так и было, но в последние годы, пользуясь тем, что требование не прописано в законе, муниципалитеты неполностью перечисляют свою долю». То есть парламентарии вслед за главой Бурятии Вячеславом Наговицыным возлагают всю вину на муниципальные власти. Но на то ведь они и делегаты от народа, чтобы законодательно разрешать подобные спорные вопросы и требовать от исполнительной власти претворения в жизнь этих решений.

Привести в соответствие

Попробуем разобраться, в чём суть произошедших изменений и какую роль в них сыграли труженики парламента.

Из всех представленных на повестку сессии законопроектов 20 (а это две трети) шли с формулировкой «необходимо привести закон Республики Бурятия в соответствие с федеральным законом» либо с иными рекомендациями подогнать существующие нормы под федеральные изменения. Работа, безусловно, сложная и рутинная, но назвать её законотворчеством сложно. Немного в ней и места для проявления инициативы, которую избиратели ожидают от депутатов, идя на выборы.

Ещё пять постановлений, принятых на сессии, касаются сугубо кадровых вопросов. Это, например, утверждение Зандры Сангадиева в должности министра экономики, назначение мировых судей, а также кадровые перестановки в самом Хурале.

Ряд республиканских законов изменились лишь на несколько слов или фраз, которые являются либо совсем незначительными, либо несут чисто формальный характер, как например, появление в ряде документов названий вновь образованных министерств и ведомств и исключение расформированных. Иногда всё же изменение формулировок влечёт ощутимые последствия, как например, в законе «О бюджетном процессе». Однако законопроект был подготовлен по результатам антикоррупционной экспертизы, которую проводит Министерство юстиции.

Впрочем, были в череде законов и по-настоящему важные для региона. Так, разработка закона «О стратегическом развитии в РБ» потребовала создания социально-экономического и бюджетного прогноза и планирования мероприятий. Насколько грамотно была проведена эта работа, мы, жители Бурятии, вскоре ощутим на себе. Ну а сам закон всё так же был разработан в соответствии с федеральным.

Интересны и вместе с тем довольно спорны изменения в закон «О выборах Главы Республики Бурятия». Теперь избиратели лишены возможности получать открепительные удостоверения, вместо этого можно будет проголосовать досрочно. Подобная мера выглядит, мягко говоря, странно в связи с участившимися скандалами на выборах, когда людей вынуждают (или подкупают) голосовать заранее и за нужного кандидата. Впрочем, как покажет себя новшество, мы узнаем только во время выборов.

Единственные, по-настоящему самостоятельные и положительные изменения внесены в законы «О культуре» и «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием РБ по поддержке сельхозпроизводства». В первом случае речь идёт об уточнении механизма выплат льгот работникам культуры, во втором о поддержке производителей молока. Не густо для двух месяцев работы.

Молчащий глас народа

Согласно Конституции республики, в Народный Хурал избираются 65 депутатов. 65 представителей на 982 тысячи человек населения республики. Для сравнения в соседней Иркутской области областная дума состоит из 44 человек при населении в 2 млн 412 тысяч жителей, в Забайкальском крае – 49 на 1 млн 82 тысячи человек населения. И существование такой армии законотворцев Бурятии было оправдано, если бы их деятельность реально, а не только в заявлениях, меняла нашу жизнь в лучшую сторону.

С самого появления демократии парламенту всегда отводилась особая роль, на этот орган власти была возложена обязанность выражать мнение и волю народа. Но, видно, что-то прогнило в нашем королевстве. К сожалению, нынешний Хурал запомнился пока только скандалами и склоками, многочисленными уголовными делами против депутатов и слишком частыми кадровыми перестановками. Депутаты, за которыми наблюдает вся республика, не стесняются отсутствовать на заседаниях. Так, на последней сессии после обеденного перерыва пустовала едва ли не треть кресел, и это далеко не предел. Тот ли это парламент, которого заслуживает Бурятия?

Кол-во просмотров: 752

Поделиться новостью:


Поделиться: