​Вместо некролога

В лихие 90-е у Бурятии украли авиацию, но за это никто так и не ответил.
Общество |

В январе этого года ушел еще один свидетель краха бурятской авиации. Краха, поломавшего судьбы не одному поколению профессиональных авиаторов республики.

В конце января авиаторы Бурятии хоронили своего коллегу, бывшего командира корабля ТУ-154 Владимира Николаевича Килина.

История развала

Авиация Бурятии более 10 лет назад попала в руки уроженца г. Улан-Удэ Алексея Попова, который тогда предстал в роли «крупного инвестора», а ныне известен как мошенник и аферист. Владимир Килин, как и многие сейчас, был вправе возмущаться сложившейся ситуацией. Почему это стало вообще возможно и почему нет должного расследования? Почему безмолвствуют власть республики и правоохранительные органы?

Напомним, речь идет о самом скандальном деле о приватизации «Бурятских авиалиний». Эта история привела к продаже большей части парка самолетов, к многочисленной перепродаже самого аэропорта и к попытке скрыть на Кипре контрольный пакет акций ООО «МедиаГрупп» – виновника произошедшего, через которого и шли сомнительные сделки. «Новая Бурятия» уже рассказывала подробно об этом в 2013 году.

В 2004 году в результате мошеннических действий и крупномасштабных финансовых махинаций, начавшихся с продажи двух самолетов ТУ-154 М и ликвидации целой авиаэскадрильи, 60 высококлассных специалистов летного инженерно-технического персонала остались без работы в родной Бурятии. Немногие тогда решились уехать работать в иногородних авиакомпаниях вне семьи и дома. Владимир Николаевич (Килин. – Прим. ред.) понимал, что является одним из перспективных участников программы развития авиапредприятия, приобретения двух самолетов ТУ-154, освоение которых происходило в труднейшие для страны 90-е годы. Он активно участвовал в развитии жилищного строительства для авиаторов, по просьбе руководства авиапредприятия возглавил жилищный кооператив, и благодаря его усилиям мы успели достроить на новой строительной площадке дом, где сейчас проживают 120 семей. Это было начало лихих

90-х. В его семье к трем сыновьям прибавилась дочка Вероника, которой сейчас 16 лет. Все шло хорошо – семья, дети, любимая работа, благоустроенная квартира. Поэтому он никак не мог поверить в то злодеяние, которое его ожидало. Ведь его поставили перед выбором – уехать из дома, из Улан-Удэ, ради любимой работы и оставить четверых детей или остаться с родными в республике, но без возможности трудиться в авиации. Два старших сына пошли по стопам отца, один окончил летное училище, второй еще учится.

Судьба же всех 60 авиаторов схожа. Немногие могли позволить себе уехать и продолжать работать в авиации. Владимир Николаевич все-таки остался и стал работать водителем маршрутного такси, этот труд он физически выдержал только 7 лет. А морально он каждый день, садясь в маршрутку, с болью в сердце вспоминал красивую кабину ТУ-154 М с современной системой навигации и автоматикой. Он протестовал против всей этой диверсии над здравым смыслом, позитивным ходом жизни, апеллировал к горожанам, сделав броскую надпись на машине «Я командир корабля ТУ-154». Выступал на городском митинге в надежде быть услышанным властями республики.

На похоронах его коллеги, друзья рассказывали, что Володя отчаялся в надежде на возвращение самолетов и его до последнего мучил один вопрос: «Кто же тогда в начале 2000-х годов продал самолеты? Кто стал причиной личного в семьях летчиков и экономического краха республики?».

Захват на правительственном уровне

Я, как бывший руководитель авиапредприятия, неоднократно обращался к руководству республики с вопросом о необходимости расследования этого мошенничества, чтобы на меня не падала тень этой темной истории. До сих пор мне задают вопрос: «Ты был руководителем и куда же смотрел?».

Но я смотрел и верил обещаниям о лучшем будущем, видел радужные проекты. В то время как на самом деле происходили обыкновенный захват и подлог, причем участвовали в этом высокопоставленные лица Бурятии.

В Бурятии вообще сложилась круговая порука, и рассчитывать на честную помощь не приходится.

Попов выкачивал деньги из авиакомпании «Бурятские авиалинии». Установлено, что Т.В. Пайвина только за период 2006-го по 2008 годы незаконно вывела из оборота и перечислила на расчетный счет в КБ «Экспо Банк» 13 млн 700 тыс. рублей, которые были обналичены сообщниками Попова в Москве. Неужели наше правительство не может разобраться со своими «Бурятскими авиалиниями»? Особенно возмутительно все это выглядит, когда рядом с большим энтузиазмом и риском, с непомерно возросшими лизинговыми платежами, неся большие расходы на покупку местных аэропортов у Попова на техническое обеспечение у паразитирующей базовой авиалинии, идет освоение и эксплуатация 5-ти легких иностранных самолетов в «авиакомпании ПАНХ». Благо что правительство Бурятии находит возможность оказать поддержку из своего скромного бюджета. На вопрос, почему нет расследования этой крупной аферы, у меня до сих пор нет ответа. Поэтому я еще раз хочу обратиться с просьбой к бывшему президенту республики Леониду Васильевичу Потапову и нынешним властям Бурятии – примите волевое решение по расследованию и привлечению к ответственности виновников в крупных хищениях. Для убедительности моей просьбы я приведу несколько фактов.

Скрытые факты

По моей инициативе было создано Распоряжение правительства Бурятии от 29 декабря 2000 года №1136-р, где сказано: «Пункт 1. Согласиться с предложением ООО «МедиаГрупп» об участии Бурятии в создании ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» с уставным капиталом 400 млн рублей и ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» с уставным капиталом 300 млн рублей. Доля Бурятии составит 10% в каждом обществе от участия и т.д.

А через три месяца, 4 апреля 2001 года, вышло Распоряжение правительства №318-р, в котором без всяких предисловий написано только одно предложение: «Признать утратившим силу распоряжение правительства РБ от 29 декабря 2000 года №1136-р».

То есть безвозмездное участие 10% и контроль правительства были утрачены.

В апреле 2003 года прокуратурой Бурятии было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ в отношении А.М. Попова. А в июне того же года Леонид Потапов с письмом обратился к генеральному прокурору России В.В. Устинову. Вот выдержка из этого письма: «Есть основания полагать, что данное уголовное дело имеет заказной характер с целью компрометации общества «МедиаГрупп» и возбуждено оно по сомнительным основаниям». Далее, зная, что учредителем ООО «МедиаГрупп» является жена Попова Ирина А., экс-президент республики Леонид Потапов указывает в этом письме, что сам Попов не является участником «МедиаГрупп» и не является выгодоприобретателем по сделке! В завершении письма Потапов открыто заявляет: «Учитывая вышеизложенное, а также явно заказной характер данного уголовного дела, прошу рассмотреть вопрос о законности действий следственных органов и органов прокуратуры РБ, связанных с возбуждением и расследованием данного дела, а также предпринять все необходимые меры для восстановления нарушенной законности».

Так можно ли считать это ответом на насущный вопрос? Куда смотрели органы государственной власти Бурятии и правоохранительные органы в отношении Попова?

На совещании у президента Бурятии 7 апреля 2001 года по вопросу о сотрудничестве с Челябинской авиакомпанией и создании АК «Энкор» я выступал против передачи двух наших самолетов ТУ-154 М в качестве вклада, но услышан не был. Впоследствии это и стало трагедией для коллектива. Прекращение полетов, продажа самолетов Поповым и ликвидация эскадрильи.

По всем негативным делам Попова члены совета директоров были вынуждены обратиться к Леониду Потапову с заявлением от 27 апреля 2004 года, в котором писали о неправомерных его действиях, что, пользуясь доверием властей и доверием правительства Бурятии, Попов принимает решения единолично вразрез мнению совета. Просили вмешаться и разрешить конфликт. На это заявление последовал демарш самого Попова, который протокольным решением внеочередного собрания акционеров 7 мая 2004 года досрочно прекратил полномочия совета директоров, и я был уволен с окончательным расчетом.

19 ноября 2004 года состоялось совещание под председательством Потапова на тему «Состояние и перспективы развития аэрокомплекса Бурятии». Из протокола следует, начиная с констатации фактов, что ООО «МедиаГрупп» не выполнило условие договора купли-продажи предприятия (бизнеса) как имущественного комплекса ОАО «Бурятские авиалинии» 5 мая 2000 года и ликвидирован Бурятский филиал ООО «АК Энкор», в результате чего 59 человек потеряли работу.

Руководством ООО «МедиаГрупп» не было предпринято никаких мер к трудоустройству уволенного высококвалифицированного персонала. И последний пункт 71 звучал как «Бездеятельность ООО «МедиаГрупп» в развитии приобретенного бизнеса». Все это дает основания полагать, что целью покупки ОАО «Бурятские авиалинии» являлась их перепродажа, а не развитие. Ни одной положительной оценки действий «МедиаГрупп» не прозвучало. В решении совещания даны конкретные указания: «Госкомиимуществу РБ (на тот момент возглавлял Е.М. Пальцев) по результатам внести предложения в правительство Бурятии о целесообразности расторжения договора купли-продажи предприятия (бизнеса)». Председателю Народного Хурала А.Г. Лубсанову дано распоряжение о привлечении Счетной палаты РБ к рассмотрению вопроса о правомерности фактической продажи воздушных судов ТУ-154 М (б/н RA89827 и RA85829) бывшего ОАО «Бурятские авиалинии».

Доля высших чинов

Хотелось бы знать, кто из членов правительства готовил это совещание и хотел, возможно, как-то исправить ситуацию. Однако, к сожалению, все осталось только на бумаге, а в действительности только констатация факта гибели бурятской авиации.

При продаже Поповым ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» пяти сомнительным юридическим лицам в г. Красноярск лично я, будучи уволенным, пытался остановить эту мошенническую сделку. Для этого обратился к первому заму прокурора Бурятии Матвею Гершевичу, руководителю налоговой инспекции Бурятии Самбу Цыреторову, мэру Улан-Удэ Геннадию Айдаеву и получил отказ в разных формах, что все делается по закону. Мне кивали головой в сторону президента Бурятии.

В связи с изложенными фактами дела более чем десятилетней давности видно, что вопреки моим действиям принимались решения, позволяющие Попову распродать все для личного обогащения.

В указанных выше документах просматриваются участники совещаний у президента республики. По ним можно предположить конкретное высокопоставленное лицо, способствующее тогда большой афере. Это лицо подготавливало нужные документы и решения.

Я обращаюсь к Леониду Потапову: «У вас осталось много хорошего в наследии, но есть и темные пятна – украденная авиация и воздвигнутая стена, оградившая от пресечения произвола и наглого воровства Поповым и его подручными. Эта история остается без ответа и по сей день. Речь не идет о потоке лжи и клеветы, производимых ими и доставшимися мне из самых разных грязных источников. Но ведь была похоронена вся проделанная работа над перспективным проектом «Комплексное развитие авиации Бурятии», финансируемая и одобренная Европейским банком реконструкции и развития, с участием опытных специалистов канадской авиации. Они посетили Бурятию, наши специалисты посетили Канаду. Все ради развития бурятской авиации. Отчет о проделанной работе был одобрен правительством республики. Поэтому Леонид Васильевич (Потапов .– Прим.ред.), это история, принесшая непоправимый экономический ущерб авиации Бурятии и моральный урон авиаторам республики, потерявшим веру в нашу власть.Не пора ли вспомнить старые грехи и вернуться к возбуждению уголовного дела, расследованию по факту мошенничества и кражи авиации Бурятии Поповым и его компанией? Ведь это было зафиксировано в решении совещания под вашим председательством в ноябре 2004 года. Это станет честным и благородным вкладом в так много обсуждаемую стратегию экономического развития Бурятии (СЭР) на будущие годы?».

Время загладить вину

Жители Бурятии сегодня могут сами оценить, насколько честно сейчас поступает Леонид Потапов, говоря о провальных годах с учеными Бурятского научного центра и делая рекомендации правительству Бурятии при подготовке СЭР, учитывая, что старые промахи все еще не забыты.

Конечно, легендарные самолеты ТУ-154 М республика уже не вернет. Но все еще можно банально восстановить юридическую и государственную справедливость. Ныне живущие авиаторы Бурятии продолжают до сих пор находиться под гнетом криминального наследия. Они были жестоко обмануты ставленниками в руководстве дочерних компаний Поповым и его подельниками в угоду их обогащения.

Надеюсь, что авиаторы и жители Бурятии поддержат это обращение к бывшему президенту республики Потапову и действующему руководству региона. Это борьба, борьба за поколения авиаторов и ветеранов, вписанных в историю развития нашей авиации, которой в этом году исполняется 90 лет.

Кол-во просмотров: 2399

Поделиться новостью:


Поделиться: