Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Многие заметили существенный рост цен в продовольственных магазинах в аккурат после мартовских праздников. Обычно на период праздников действует определенная ценовая политика, а после их завершения происходит ранее оговоренное с поставщиками повышение цен.

Кошельки пустеют

Тотальное увеличение цен практически на все товары, за исключением их узкой группы, например мяса, свидетельствует о глобальных причинах их роста. И действительно, согласно последним экспертным исследованиям Высшей школы экономики, около 55% опрошенных специалистов розницы отмечают повышение цен, ожидая и дальнейшего их роста. Важным становится то, что розницу уже не так сильно беспокоит реакция покупателей в силу повсеместности роста цен.

Отмечу, что розница находится в жестких тисках на фоне роста закупочных цен из-за девальвации, режима санкций/антисанкций и сжатия спроса в связи с падением доходов.

С одной стороны, высокие ставки по кредитам и ограниченный доступ к ним, с другой – оказывается серьезное давление со стороны контролирующих органов, и особенно налоговой инспекции в части вопросов, связанных с формированием связанных компаний и исчислением НДС. И если на первый фактор республиканские власти влияют слабо, хотя точечные инструменты имеются, то на второй они влиять могут.

В таких жестких условиях единственной движущей силой, играющей на противоходе и сдерживающей цены, являются крупные сети и часть розничных игроков, усиливающих производственно-перерабатывающие подразделения и сельхозпроизводство. В Бурятии такими игроками являются крупные торговые сети, такие, как «Титан», агрохолдинги торговые дома, которые своими действиями демонстрируют, как нужно реализовывать антикризисные стратегии, с другой стороны, сдерживают рост цен, выполняя невольно и социальные функции. Хотелось бы кратко остановиться на принимаемых ими мерах. Это может привнести идеи для принятия антикризисных решений представителями органов власти и бюджетных учреждений.

Не падать в минус

Во-первых, целенаправленно сужается ассортимент в пользу более ходовых и дешевых позиций. Это усиливает закупочную мощь организаций и улучшает внутрифирменную экономику в целом за счет роста оборачиваемости, упрощения складских перемещений. Позиция усиливается и за счет активного оптового товарооборота с Монголией.

Во-вторых, активно развиваются собственные торговые марки. Продукция производится для торговой сети сторонними производителями. С их помощью фиксируются сроки оплаты, доходы как производителя, так и розницы, а покупатель получает товар по сносной цене. Правда, качественные характеристики могут быть разными и соответствовать низкой цене. И если кондитерские изделия одноименной сети могут понравиться многим соотношением цены и качества, то насчет дешевого кофе такого не скажешь. Некоторые другие концентрируются на животноводстве, переработке, избавляясь от оптовой реализации бакалеи и прочей непрофильной продукции.

В-третьих, усиливается поиск внутренних источников сокращения расходов и повышения эффективности в целом. В некоторых компаниях происходят кадровые усиления финансистами, бухгалтерами, умеющими не только считать издержки, но и управлять ими, где-то используются и более сложные способы анализа существующих процессов внутри.

В-четвертых, компании начинают активней осваивать новые каналы сбыта (государственные тендеры, поставки военным и пр.) и рынки соседних регионов, порой концентрируясь на работе в провинциях, где уровень конкуренции и административное давление ниже. Как раз в вопросе административной поддержки и требуется помощь нашим компаниям со стороны республиканских органов власти. Например, в Иркутске приостановление работы одного из торговых центров крупной сети из Бурятии произошло уже в далеком 2014 году, но проблемы более мелкого масштаба продолжают иметь место.

В-пятых, антикризисный режим работы предполагает и более высокую степень участия в операционной деятельности самих собственников, что ускоряет процесс принятия решений в том числе и по кадровым вопросам. Некоторые структурные изменения в правительстве Бурятии напрашиваются исходя из повышения роли и полномочий экономического блока, что усилило бы возможности реализации антикризисных мероприятий.

Отсюда и вытекают общие рекомендации региональным властям, носящие характер как заимствований хорошего опыта, так и более плотной работы с патриотично и профессионально настроенным бизнесом. Нужно садиться за стол переговоров с местным бизнесом, вести переговоры по расширению их деятельности по районам Бурятии и их поддержке в соседних регионах и самое главное – начинать влиять на деле на политику местных налоговиков, которые «кошмарят» бизнес. Иначе простые потребители получат рост цен. Добавьте сюда наложение проблем роста просроченной задолженности, безработицы, преступности, и мы получим взрывоопасную смесь.