Теперь и столичным театрам есть, что позаимствовать у сибиряков

Эксперт Валерий Тришин о «нашумевшей» фронтовичке.
Общество |

Мартовская «Золотая маска» в новом сезоне набирает обороты. Без обиняков можно сказать, что сегодня это самый масштабный и, наверное, дорогостоящий «проект» в российском театре. Но иногда впечатления от малой программы «Маска плюс» оказываются сильнее основных спектаклей. Конечно, это не закономерность, но и так бывает. Вот об этом и хотелось бы рассказать. В какой-то степени, это произошло со спектаклем из Улан-Удэ по пьесе А. Батуриной «Фронтовичка». Постановка молодого драматурга осуществлена молодым режиссером Сергеем Левицким и уже зрелой труппой Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева.

Первая мысль в начале просмотра была о неожиданно высокой внешней культуре спектакля из провинции.«Оказывается и у провинции сегодня есть чему поучиться, и что позаимствовать»?! И хотя по смысловому ряду сначала содержание угадывалось лишь через текст, необычность сценического языка захватывала зрителей. В спектакле присутствовали, практически, все выразительные средства современного театра. Инсталляция, радиомикрофоны, дым и «живой» ветер на сцене, ветровая пушка, актеры на велосипедах, условность пространства и существования актеров, пластические этюды, метафорические мизансцены и откровенный гротеск и, наконец, живая музыка – оркестр на сцене.

Все эти компоненты мгновенно включали зрителя в действо, мощно захватывали его внимание и уже не отпускали до конца первого акта, а это без малого полтора часа сценического времени. Кстати, это тоже признак современного спектакля – непрерывность(поток жизни) сценического представления при условном решении пространства. Употребляю слово представление не случайно – действительно современная драма энергично взрывает четвертую стену Станиславского, выпестованную отечественным театром в течение предыдущего столетия, но магия сиюминутности и тесной связи со зрителями устанавливается своеобразной аллюзией как бы прямого обращения артистов в зал. Даже диалог в парных сценах актеры ведут через зрительный зал без «бытового» общения между собой. В дополнение к сему, иллюзия послевоенной жизни с еще свежим «бронетанковым эхом войны» была поддержана симультанной сценографией – железной стеной, одновременно фасадом и внутренним интерьером всех бытовых мест действия.

Бытовая пьеса-рассказ Анны Батуриной явно преодолевается молодым режиссером. Да, действительно «эхо» войны передано через главную героиню спектакля Марину Петровну, имя героини многократно повторяется и на самой войне, и в тылу. Правда, так и не определенную точно ее функцию – не то медсестра, не то связистка… Зато совершенно точная роль ей предназначена после войны в тылу – руководитель детского хореографического коллектива при Доме культуры. В силу того, что режиссер и художник уходят от конкретики места действия, условность происходящего приходится компенсировать (надо отдать должное, не часто) титрами на той же стене-фасаде дома, как бы конкретизируя зрителям время и место действия.

Ну а теперь, собственно, о сюжете… История молодой, но прошедшей войну, женщины Марии Петровны Небылицы в центре происходящего. История большая и долгая во временном отношении, а, главное, - в драматическом сюжете. После госпиталя, едва излечившись от тифа, Мария Петровна уезжает к матери будущего мужа-жениха на Урал, ждать оставшегося довоевывать до Победы мужа. И сразу приступает к работе с детьми в качестве педагога-хореографа, едва успевая отбиться от назойливых мужиков-тыловиков.

Но недолго ей пришлось дожидаться своего гражданского супруга.. Только-только сошлась с потенциальной свекровью, побывав в роли мнимой разлучницы и неприступной «ведьмы», и вот долгожданное возвращение суженного, но… с серьезным прицепом – новой и уже беременной женой. Так походя, А. Батурина скользнула по мужикам воинам и их фронтовым подругам. Не долго музыка играла… Пора съезжать с незаконной квартиры и искать место на постоялом дворе. Одинокой бабе скучать некогда – здесь и работодатель в лице директора ДК не прочь взять «опекунство», и не совсем старый квартиросъемщик имеет виды. Чего же раздумывать то одинокой фронтовичке?! Жизнь то пошла околицей…

Но что то удерживает Марию Петровну от пустых связей – то ли фронтовая закваска, то ли воспитание довоенное. Никому не поддалась, да не устояла перед бывшим любимым – уж больно он настойчиво, почти физически, домогался до предыдущей полузаконной жены. Повод был – не заладилось у него с новой семьей… Мария Петровна опрометчиво попугала его в конце любви, якобы приобретенной в тылу, женской болезнью. Ну и мужик по горячке не сдержался – крепко поранил жену-любовницу ножом, ладно, что не смертельно. Ясно стало, Марии Петровне, что не жить ей больше на благословенной уральской земле, и что, как в сказке говорится, пора искать счастья доброй девице в дальних странах (Владивостока). Эх, жизнь людская – небылица?! И снова стучат колеса, снова в пути фронтовичка, и снова встреча с бывшим суженным, теперь уже через долгих 20 лет. Нет ей счастья в Любви… В чем же она найдет себя? В искусстве? Открытый вопрос в спектакле, как и в пьесе, фактически и становится связующим с современностью. И сегодня сей вопрос остается открытым. Ради чего и зачем стоило биться нашим фронтовикам и фронтовичкам и почему фронт продолжается теперь уже в других обстоятельствах и по другому поводу. Нет нам счастья бедным Россиянам – из одной войны в другую шагающим…

Жаль только, что и спектакль не делает подсказки в этой вековой Беде?! Но и судить молодого режиссера и не менее молодого автора, за то нельзя. Главное, что вернули нас к этой теме и попытались вновь осмыслить события полувековой тяжелейшей истории народа. Нет, дорогие мои, нельзя нам забывать трудные годы, может быть, память о них и поможет найти ориентиры, устоять от ненужных соблазнов очередного безвременья и не менее лихих сегодняшних дней.

Хороший ансамбль создал молодой режиссер, совсем недавно принявший руководство труппой Русского Драматического театра им. Н.А. Бестужева в Бурятии. Мгновенно откликнулись ветераны и молодые актеры на призыв начинающего творческий путь режиссера.

Можно, конечно, подробнее анализировать замысел и его воплощение режиссером и актерами. Но, не эта главная цель статьи, не в глубоком анализе дело. В самом факте участия театра из глубинки в Большом Российском форуме. В России, да и в Бурятии уже достаточно «золотомасочников» – театралов разных поколений. И вот еще один творческий шаг и успех коллектива. Факт же заключается в том, что в Бурятии и ГРДТ появился новый молодой режиссер, только-только завершающий период обретения школы (сначала - в Улан-Удэ, позже - в Москве) и, собственного метода работы.

Однако то, что режиссер рождается и растет на глазах, можно сказать смело. Для меня первый признак режиссера – целостность всех компонентов спектакля и умение работать с актером. В своем первом большом опыте, Сергей Левицкий смело использует все, что им подсмотрено за десять лет учебы в Российском и Европейском театре. Здесь и визуальности долг отдан, и метафоричность присутствует, и уход от бытового театра налицо. И это правильно для начинающего режиссера, Традиция без обновления становится мертвой. А молодой творец, еще не встав на ноги, уже хиреет, если слепо следует завещаниям.

Главное, что в спектакле есть нерв жизни и лицо драматурга и режиссера, а это важные признаки и база режиссерской методологии Российского драматического театра. Ну а то, что на сцену немного тенденциозно рвется условность, эксцентрика, импровизационное существование актеров и их прямое общение с залом. Это, пожалуй, не дань моде, а нечто гораздо серьезное. По мне так, это поиск интернационального языка в театре, своеобразного театрального эсперанто.

А факт, что в этом поиске оказывается впереди, так называемый провинциальный театр из Сибири, втройне отрадный. Ведь люди создают картину жизни, а не стены и не территориальная принадлежность. Здесь уже преград для первенства нет… Все зависит от индивидуальности и действительной внутренней культуры творцов. Думаю, очередной прецедент продемонстрирован налицо участием коллектива Русского драматического театра в фестивале «Золотая маска».

Но особая заслуга в этом, конечно, самих творцов и каждого персонально – режиссера, художника, актеров, всех создателей спектакля. Ведь могли бы и не поехать, сославшись на кризис, трудности материальные и много других «благоприятных» причин?!

Прилетели, ровно на два дня. Привезли, ровно на сутки фуру со сложнейшими декорациями, Смонтировали и отыграли спектакль, захватили московскую публику, увлекли и, по-доброму, порадовали и выбором пьесы и ансамблевым спектаклем. Стоя аплодировали труппе москвичи в финале спектакля ... А это дорогого стоит. Это уже не просто факт участия – это событие, требующее осмысления и дальнейших, новых, еще более интересных шагов. Доброго пути Сибиряки.

Кол-во просмотров: 606

Поделиться новостью:


Поделиться: