​Ситуация вокруг «Байкалбанка». Что вызывает опасения?

Проблема, случившаяся с «Байкалбанком», обычно возникает там, где есть общая атмосфера недоверия, и продолжает серию событий, жертвами которых становятся политики, общественники, предприниматели.
Экономика |

Проблема, случившаяся с «Байкалбанком», обычно возникает там, где есть общая атмосфера недоверия, и продолжает серию событий, жертвами которых становятся политики, общественники, предприниматели. И вот дело дошло до финансового сектора, где доверие – это основа бизнеса, дающая банку на каждый рубль собственных средств привлекать дополнительные и вкладывать их в развитие реальной экономики.

Интересным представляется то, что событие развивается накануне собрания акционеров. Отмечу, что показатели банка (от Н1 до Н12) соответствуют всем нормативам Центробанка и его проблемы носят психологический характер, которые, вероятно, были порождены бизнес-конфликтами. Итак, приведем версии того, что могло предшествовать этим событиям.

Атака, связанная с деятельностью акционеров банка

Такая вероятность есть. У Александра Венедиктова, стоящего за «Бурятмяспромом», объем проблемной задолженности только по строительным проектам мясокомбината исчисляется сотнями миллионов рублей. Идут судебные тяжбы. При этом юридическое лицо, заключавшее от группы компаний «Бурятмяспром» контракты, по сути, не имеет свободных активов, а вся «живая» деятельность комбината ведется по другим юридическим лицам. Учитывая это обстоятельство, доведенные до крайности подрядчики и могли инициировать атаку с целью оказания давления. Долги могли быть проданы специализированным игрокам, умеющим работать с проблемными должниками. Но нужно понимать, что последствия этих шагов могут быть обратными и кредиторы могут оказаться у разбитого корыта. Других акционеров, имеющих явные бизнес-конфликты, у банка нет.

Борьба среди акционеров

При таком равномерном распределении акций (12 акционеров с долей от 2% до 11%), когда нет доминирующего собственника, наибольшее влияние имеют собственники, являющиеся руководителями, способными влиять на любые оперативные вопросы. Сам факт информационных атак накануне акционерного собрания наводит на подобные мысли, хотя информации об акционерном конфликте нет. Точкой отсчета начала конфликта могла послужить смена стратегии развития банка на более агрессивную – начало активной работы в Крыму, активное открытие новых филиалов за пределами Бурятии и другое.

Привыкшие в размеренному развитию прежние акционеры могли и не согласиться с доминирующим мнением нынешних, что и могло привести к расколу в их среде.

Рейдерская атака извне

Банковский бизнес в настоящее время испытывает серьезнейшие проблемы, которые, в первую очередь, связаны с общим состоянием экономики. И вряд ли есть банки, заинтересованные в его покупке. Федеральным банкам вход на рынок Бурятии неинтересен, и так рынок постепенно переходит к ним. Остаются региональные банки. Среди покупателей некоторые наблюдатели отмечают АТБ. Но этот банк имел схожие проблемы, приведшие в конечном счете к смене руководства, и ему явно не до Бурятии.

Действия «Байкалбанка»

С 2006 по 2016 годы поменялось многое как внутри банка, так и во внешней среде. Сменились акционеры, внутри каналов медиа произошло перераспределение влияния.

В 2006 году поддерживающим акционером выступило правительство Бурятии. Существенную моральную поддержку банку с первых же часов оказал сам президент республики Леонид Васильевич Потапов. Активная поддержка с первых же часов была оказана руководителем Национального банка Бурятии Эльвирой Дудиной. Отметим, что поддержка была персональной. Руководство банка тогда действовало гораздо активней: уже в 11.00 следующего дня была спешно проведена пресс-конференция председателя банка Вадима Егорова, банкоматы оперативно подпитывались наличностью.

В 2016 году информационные кампании сместились в интернет-пространство. Для ускорения распространения информации активно стали использоваться интернет-ресурсы и в первую очередь – социальные сети. Отсутствие целенаправленной работы с прессой, общественностью вызывает вопросы у многих и порождает новые слухи и действия со стороны вкладчиков. Слабо ведется работа в интернет-пространстве, в частности в социальных сетях. Отсюда и следуют соответствующие рекомендации.

Возвращаясь к финансовому состоянию, у банка только депозитов физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на 7,4 млрд рублей (информация есть на сайте банка). Проблем с их гашением нет, и резервы имеются, но это в случае нормального режима работы. Когда происходит массовое снятие вкладов, то требуются любые мероприятия со стороны первых лиц, повышающие авторитет учреждения.

Специфика заключения депозитных договоров с физическими лицами предполагает, что забрать деньги можно до окончания сроков их действия. И именно эта категория наиболее подвержена панике в отличие от юридических лиц. Поэтому стоит ожидать появления нового поддерживающего инвестора – авторитетной организации с существенными денежными запасами либо придумывать нестандартные ходы, которые будут направлены на повышение доверия банка.

В конце хотелось бы отметить, что задача формирования атмосферы доверия, как по вертикали, так и по горизонтали, является первоочередной для наших элит в условиях «новой экономической реальности». Иначе будут возникать новые жертвы.

Кол-во просмотров: 873

Поделиться новостью:


Поделиться: