«Пьяные» – это несколько разных историй, объединенных только одним общим обстоятельством: все персонажи «пьяные». Однако такими они будут не столько в прямом смысле этого слова, сколько в переносном. Ведь пьяным можно быть и от любви, и от счастья, и от каких-либо открытий.

Эта пьеса российского драматурга, режиссера, сценариста, художественного руководителя театра «Практика» Ивана Вырыпаевапользуется популярностью в столичных театрах, однако для Бурятии пока является диковинкой. Над постановкой сейчас работают новый режиссер театра им. Бестужева Тадас Монтримас (Литва) и художник Кристина Войцеховская (Москва). А действующий художественный руководитель Русского драмтеатра Сергей Левицкий сам сыграет в спектакле одну из ролей.

«Новая Бурятия» побеседовала с Тадасом и Кристиной о новой постановке.

Кристина и Тадас много работают над спектаклем и еще не успели познакомиться со столицей Бурятии как следует. Однако самое первое впечатление на них произвели местные люди. По их словам, в Бурятии очень открытый и добрый народ.

Пьеса «Пьяные» это необычное произведение, поэтому для постановки была выбрана совершенно не театральная форма – stand-up (стэнд-ап). Спектакль, по замыслу его создателей, станет неким экспериментом для артистов, так как режиссер выбрал для них непростой способ существования на сцене – актер будет то персонажем, то самим собой, то играть, то смотреть на происходящее со стороны. Такое отстранение от роли позволит открыть в себе новые качества, новую искренность и даже чувственность.

– О чем этот спектакль и почему именно стэнд-ап?

– Мы долго искали такую форму для спектакля, которая могла бы максимально точно и честно передать прекрасный текст пьесы Вырыпаева, ее главную идею. Иван как-то признался в интервью, что режиссеры не умеют ставить его произведения, придумывают для них довольно странные формы, за которыми теряется смысл его пьес. Вырыпаев – это театр текста. Пьеса «Пьяные» – это минимум действий на сцене, но за каждым героем стоит острая проблема, боль человека, крик души. Стоит отметить, что саму пьесу просто интересно читать. Даже ремарки Вырыпаева – это взгляд самого автора на то, что его беспокоит. Создается ощущение, что он пьян и пытается что-то рассказать нам про жизнь этих людей. Согласитесь, что пьяный человек видит реальность иначе, пьеса позволяет нам посмотреть на мир под другим углом. И пьяные это, прежде всего, метафора, – отмечает Тадас.

– Да. Здесь речь не идет об алкогольном опьянении человека. Ведь пьяным можно быть от любви, ненависти, страданий и т.д., – говорит Кристина. – Чтобы передать замысел Вырыпаева, мы решили использовать ненавязчивую, совершенно не театральную форму – стенд-ап. Она создаст атмосферу легкости, приятного вечера, но при этом не будет отвлекать от того, что говорят герои.

– Комедия – это всегда трагедия одного человека. Кажется, так сказал Чарли Чаплин. И в «Пьяных» люди пытаются, возможно, в первый раз в своей жизни, рассказать о каких-то своих внутренних переживаниях, душевной боли, в какой-то степени обнажают душу, подчас неловко и неумело, что местами выглядит и трогательно, и иронично, и смешно, – добавляет Тадас.

– Например, у Вырыпаева в пьесе четко описано, где и в какой обстановке находятся герои. Очерчены все детали, вплоть до количества стульев на сцене. Но нам хотелось отбросить все лишнее и сосредоточиться на том, что театр должен происходить не на сцене, а в голове зрителя, где всю многообразную сценографию подарит его собственное воображение. Надеюсь, нам это удастся, – дополняет Кристина.

– Что именно поможет создать такое впечатление?

– Приоткроем завесу тайны (Кристина улыбается). На сцене будет огромная стена, которая за счет своих свойств будет трансформироваться то в большое зеркало, то в стеклянную стену и т.д. Это будет своего рода иллюзия, эксперимент, говорит художник-постановщик.

– Это будет мир глазами «пьяного» человека, который все видит в расфокусе. Эффект сценографии заключается в том, что в нужный момент в стене реальность будет отражаться криво. Выбрав форму стенд-ап, мы поставили перед собой и актерами непростую задачу – удерживать внимание зрителей на протяжении всего спектакля. Здесь нужно использовать максимально цепляющие приемы, которые позволят это сделать. Необычные декорации – один из таких приемов. Далее важна работа с актерами. Ведь на сцене порой будет только актер у микрофона, а вокруг ничего не происходит. И цепляющими будут те слова, которые он произнесет. Так же поможет в создании нужной атмосферы живое музыкальное сопровождение. На сцене будет играть мьюзик-бэнд «Крабы», знакомые зрителям по «Фронтовичке», говорит Тадас.

– По вашему мнению, эксперименты в театре насколько необходимы и приемлемы?

Иван Вырыпаев и как режиссер, и как драматург – удивительный человек со своим собственным стилем, мировоззрением, чьи пьесы, в свою очередь, требуют формы, понятной зрителям. В этом есть своего рода эксперимент над собой: а что я увидела в его произведении, смогла уловить, понять и предложить? говорит Кристина.

Я придерживаюсь той позиции, что при работе над новым спектаклем надо ставить перед собой новые задачи, осваивать незнакомое, развиваться. Театр не должен быть законсервирован. Но это не эксперимент ради эксперимента. Пьеса острая, современная, про всех нас и идти проторенными дорогами просто нельзя, ставить так, как это делали пятьдесят лет назад, уже невозможно. Мир, особенно театральный, сейчас развивается очень быстро. Но в то же время нельзя забывать о главной цели театрального искусства – волновать зрителя, обращать его внимание на что-то важное, вести со зрителем откровенный диалог. Но в то же время нельзя забывать о главной цели театрального искусства – волновать зрителя, обращать его внимание на что-то важное, вести со зрителем откровенный диалог, добавляет Тадас.

И Тадас, и Кристина стремятся воплотить в жизнь не просто фантазию, а подарить зрителям возможность живого общения. Ведь в современном мире с погружением в виртуальную реальность людям не хватает именно живого общения. Может, для этого и стоит посмотреть постановку «Пьяные». Увидеть, какими приемами достигается этот эффект и чем будут удивлять зрителей режиссер Тадас Монтримас и художник Кристина Войцеховская.

Премьера спектакля с таким неоднозначным названием пройдет 14 и 15 мая.