Водоохранная весна

Прошедшим митингом в защиту Байкала организаторы пытаются достучаться до федеральной власти. Михаил Слипенчук заявляет, что запретами Байкал не спасёшь, но получает «удар в спину» от соратников по ОНФ.
Общество |

Минуло уже две недели после митинга в Улан-Удэ «Защитим священный Байкал». Поводом для его проведения стали планы Минприроды РФ сократить водоохранную зону Байкала, которая сейчас достигает 80 км, до 500 метров. Напомним, сторонники сокращения зоны, среди которых глава Бурятии Вячеслав Наговицын, сенатор Арнольд Тулохонов и депутат Госдумы Михаил Слипенчук, утверждают, что существующие нормы создают большие трудности для жизни населения в прибрежных районах. В свою очередь, представители общественного движения «За священный Байкал» считают, что, прикрываясь сведениями о якобы преувеличенных проблемах местных жителей, власти лоббируют интересы крупного бизнеса, из-за чего и хотят сократить зону. В частности, в качестве примера приводится Холоднинское месторождение на севере Байкала, которое принадлежит Михаилу Слипенчуку и лицензия на его разработку заморожена.

Накануне митинга представители общественного движения Солбон Санжиев и Баир Цыбиков сошлись в видеодебатах с Михаилом Слипенчуком. Депутат и миллиардер Михаил Слипенчук, выступая, настаивал на двух аспектах, которые якобы упустили активисты. Во-первых, он объяснил, что разработка Холоднинского месторождения ограничена рамками Центральной экологической зоны Байкала, соответственно, сокращение водоохранной зоны ничего не изменит, во-вторых, даже в случае разработки Холоднинское месторождение не несёт угрозы окружающей среде. С чем, впрочем, не согласны многие учёные, учитывая, что речь идёт об одном из крупнейших в мире месторождений свинца и цинка.

Ажиотаж вокруг возможного сокращения водоохранной зоны, а также грядущие праймериз «Единой России» заставили Михаила Слипенчука усилить собственный пиар. Упор был сделан на жителей прибайкальских районов республики. Так, например, в кабанской районной газете «Байкальские огни» появилась статья Слипенчука под названием «Нельзя спасти Байкал одними запретами». В статье депутат, кроме перечисления своих заслуг, касается и темы водоохранной зоны: «Я уверен, что решать проблему загрязнения Байкала нужно не через запреты, а через разумное природопользование. Вместе с другими коллегами я добиваюсь отмены этого постановления. Недавно Министерство природных ресурсов России озвучило решение сократить зону до научно обоснованных 500 метров. Думаю, что эта наша победа важна для жителей Кабанского района».

Однако аргументы Слипенчука убедили не всех. Так, организаторы протестного митинга составили письмо, адресованное представителям федеральной власти. В письме, в частности, утверждается, что «изменение ширины водоохранной и рыбоохранной зон до 500 метров и пересмотр статуса Байкальской природной территории, как предусмотрено законопроектами, повлечет изменение Центральной экологической зоны Байкальской природной территории до вышеуказанных границ», и приводятся некоторые обоснования такого вывода. Предполагается, что Михаил Слипенчук предпринимает меры по постепенному изменению ЦЭЗ, чтобы в последующем продать Холоднинское месторождение.

Журналист Сергей Басаев считает, что заявления о серьёзных ущемлениях прав прибайкальского населения являются «грубой спекуляцией и введением в заблуждение граждан». Жесткое лоббирование сокращения зоны он объяснил в том числе интересами некоторой части общества, у которой «вырвали жирный кусок изо рта».

– Те люди, которые живут в прибрежных поселках, они уже давно приватизировали свои дома. Речь идет о «новых русских», которые не могут узаконить свои земли, – сказал Сергей Басаев.

Впрочем, научная общественность также бьет тревогу, ведь ещё в середине 2000-х по заказу Агентства водных ресурсов Иркутским институтом географии им. В.Б. Сочавы были подготовлены материалы, на основе которых позже был создан проект водоохранной зоны, в котором учитывались все эколого-географические критерии. Однако по непонятным причинам этот проект был законсервирован. Согласно данному проекту, граница водоохранной зоны озера Байкал включает территории в зависимости от природных особенностей берегов Байкала (в частности, дельты рек, впадающих в него, и склоны первых обращенных к озеру хребтов), а также от особенностей заповедного режима и антропогенного воздействия.

Однако по неизвестным причинам Михаил Слипенчук игнорирует результаты работы иркутских учёных и спешит сократить зону именно до 500 метров. Если учитывать версию о постепенном сокращении ЦЭЗ, то запланированная иркутскими учёными водоохранная граница, возможно, помешает запуску Холоднинского месторождения, которое находится вблизи реки Холодной, впадающей в Ангарский сор на севере Байкала.

Дискуссия усугубилась скорыми выборами в Госдуму. Так, в борьбу против сокращения воодоохранной зоны вступили эксперты и активисты ОНФ. В Бурятии эта позиция представлена экспертом ОНФ по экологии Маргаритой Морозовой. Стоит отметить, что она участвует в праймериз партии «Единая Россия», как и ее оппонент в данном вопросе Михаил Слипенчук, который также состоит в ОНФ. Таким образом, ОНФ, фактически являясь ответвлением партии власти, пытается возглавить очередное протестное движение, чтобы в последующем получить над ним контроль.

С другой стороны, наблюдаются попытки перевести конфликт из области экологии в область политики, чтобы обвинить конкретных политиков и общественных деятелей в нечестной предвыборной борьбе. Что, впрочем, даже если и окажется правдой, не отменяет возможных катастрофических последствий для природы Байкала.

Кол-во просмотров: 1507

Поделиться новостью:


Поделиться: