Уважаемый депутат Народного Хурала!

В 2013 году избиратель Бурятии доверил именно Тебе представлять и защищать народные интересы в законодательном органе, вручил именно Тебе мандат доверия на все пять лет, положился именно на Твой опыт и авторитет. Что Ты сделал за минувшую половину своего срока полномочий? Сколько Ты еще можешь сделать за оставшуюся?

А что Ты можешь сделать конкретно 15 июня 2016 года на внеочередной сессии? Редакция издательского дома "Новая Бурятия" с помощью профессиональных юристов подскажет тебе ответ на последний вопрос.

О роли главы и правительства Бурятии в ситуации с БГУ

Нужно принять за константу, что республиканское правительство и его глава в ответе за все, что происходит в пределах Бурятии на всех уровнях, несмотря на формальное разграничение федеральной, региональной и муниципальной власти, действующей на территории республики: будь то суды, или полиция, или главы районов, или ректор федерального вуза.

Вячеслав Наговицын, Владимир Матханов, Алдар Дамдинов сотоварищи могут хоть сколько угодно заявлять о принципе невмешательства региональных властей в дела федеральные, взывая к сухой букве закона. Но здесь нужно понимать, что о компетентности любого руководителя объективно можно судить по его возможностям решать проблемы своей территории, какой бы характер не носила эта проблема - федеральный или нет, и притом на любом уровне, вплоть до Кремля. В этом раскрывается суть политика-руководителя, который может путем встреч и переговоров повлиять на принятие нужного и правильного решения, например, со стороны того же министра Дмитрия Ливанова. Иначе зачем Вы нужны нашей Бурятии, уважаемый Вячеслав Наговицын? Обойдемся парой-тройкой юристов, которые будут указывать, как нам правильно жить по закону.

Несколько отстранившись от БГУ и посмотрев в целом на ситуацию с высшим образованием в нашем регионе, не без содрогания в сердце начинаешь думать, какое же наследие останется новому правительству после нынешнего в 2017 году? Только в одном вузе из четырех ректор не исполняет свои обязанности: в БГСХА и.о. сидит с сентября 2013 года, в ВСГИК (ВСГАКИ) – с мая 2015, в БГУ - с января 2015 года.

Да и во ВСГУТУ в этом году аккредитацию не прошли уже несколько программ по магистерским направлениям. А что такое сегодня вуз без магистратуры? Намного ли в этом случае четыре года обучения в бакалавриате "техноложки" будут отличаться от трех лет обучения в каком-нибудь республиканском ПТУ?

К примеру, когда в соседнем регионе зашла речь об объединении всех федеральных научных центров Российской академии наук, находящихся там, губернатор поднял всех депутатов Государственной Думы и федеральных сенаторов, собрал их на совещание в Москве и настойчиво попросил не допустить губительное для науки объединение центров в один-единый научный кластер, и сам дошел даже до спикера верхней палаты Валентины Матвиенко с этой проблемой. Проблему губернатор решил, а сейчас уверенно и результативно занимается проблемами высшей школы.

Может ли такое же сделать наш Вячеслав Наговицын в ситуации с БГУ и другими вузами? Конечно, может, но надо ли ему это? Если глава знает об отсутствии каких-либо серьезных последствий такой его искусственной отстраненности от ситуации с БГУ, то, конечно, вряд ли он будет что-то предпринимать.

Народный Хурал не только законодательствует

Действующий в России политико-правовой режим сформировал два эффективных и действенных рычага воздействия на губернаторов - это Президент России и региональный законодательный орган, т.е. в нашем случае - Народный Хурал.

Со стороны Народного Хурала воздействие на главу Бурятия возможно в рамках контрольных функций, которые предоставлены нашим депутатам федеральным законом наряду с законотворчеством. К таким контрольным функциям относятся, например, заслушивание докладов главы о состоянии социально-экономического развития республики, правительственные часы, депутатские запросы.

Кстати, Хурал как контролер может выдвинуть импичмент главе республики. Об этом всерьез задумывались некоторые горячие головы из числа депутатов, и вполне возможно они попробуют продавить этот вопрос для включения в повестку внеочередной сессии. Однако нужно ли это делать сейчас, на внеочередной сессии? И правовой комитет главы, и правовое управление Хурала, и прокурор однозначно скажут, что Хурал может выразить недоверие главе только в строго определенных законом трех случаях, ни под один из которых ситуация с БГУ не подпадает.

Более того, если Хурал осмелится принять акт об импичменте, то он рискует сам позднее оказаться распущенным Вячеславом Наговицыным ввиду принятия правового акта, противоречащего федеральному закону.

Своевременное понимание и осознание последствий такого необдуманного шага, как импичмент главе, должно подтолкнуть наших народных избранников к выбору других, более действенных методов воздействия на главу и правительство.

Вот, например, среди контрольных функций Хурала федеральным законом и Конституцией РБ указывается согласование назначения отдельных руководителей в правительстве - всех зампредов, а также министров экономики и финансов.

Нынешний созыв депутатов не успел принять участие в согласовании кандидатур, предложенных в 2012 году Вячеславом Наговицыным на должности зампредов правительства (за исключением Дабы Чирипова и Зандры Сангадиева, согласованных и назначенных совсем недавно), однако это вовсе не означает, что уважаемые депутаты текущего созыва теперь не могут поднять вопрос об отзыве согласований, данных предыдущим составом Хурала. Право отозвать когда-то данное согласие предоставлено законодательному органу федеральным законом.

Пикантность ситуации заключается в том, что в отличие от главы республики для выражения недоверия отдельным зампредам Хуралу не нужно никаких законных причин и обоснований. Не понравился - пошел вон!

Первым зампредом, с которого можно было бы начать депутатам, это собственно и есть первый зампред Иннокентий Егоров, имевший смелость подписаться под письмом в поддержку Николая Мошкина. Возможно, под это дело найдутся и другие причины, из-за которых Егоров "потеряет" доверие депутатов, например, тот же пенсионный возраст. Хоть старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет.

Следующим зампредом в русле внеочередной сессии мог бы стать Владимир Матханов, курирующий образование и имеющий, по данным независимого сообщества "Диссернет", липовую диссертацию кандидата наук. Припомнив ему проблемы с образованием и не только, можно попробовать также выразить и ему недоверие.

Напомним, что среди зампредов есть еще Александр Чепик, Петр Носков, Анатолий Лехатинов, Николай Зубарев и Даба-Жалсан Чирипов, к каждому из которых есть обоснованные претензии: развал экономики в целом, в частности сельского хозяйства, лесные пожары, высокая стоимость сетевой передачи электроэнергии, подковерные интриги и т. д.

Депутат, упреди ошибки!

А вот с проектом постановления Народного Хурала, просочившимся на просторы Интернета совсем недавно, никаких перспектив юристы-обозреватели не видят.

Ну да, примут депутаты это постановление, которым попросят главу отозвать ходатайство и не рассматривать кандидатуру Мошкина. Ну и что? Вячеслав Наговицын как глава исполнительной власти и возглавляемое им правительство самостоятельны в принятии решений о поддержке того или иного кандидата на должность ректора БГУ. Смысла в этом постановлении нет. Его принятие депутатами может даже впоследствии усугубить ситуацию, если глава проявит самостоятельность и не пойдет на предложенные уступки, отказавшись поддержать кого-либо кроме Мошкина, тогда Хурал окажется, во-первых, в банальной глупой ситуации, во-вторых, станет в глазах избирателя еще более аморфным и беззубым, а БГУ вовсе рискует остаться без каких-либо альтернатив Мошкину.

С другой стороны, депутаты могут дать политическую оценку действиям и решениям Вячеслава Наговицына и его правительства, постановив признать их работу с высшими учебными заведениями, в частности с БГУ, неудовлетворительной. Такое постановление не повлечет правовых последствий, но станет вызовом для Вячеслава Наговицына все-таки задуматься о своих действиях, а также о действиях своих подчиненных по важным вопросам.

Как писала «Новая Бурятия» в прошлом номере, региональные власти могут работать в тесной связке с федеральными вузами по многим вопросам. Ведь вуз только на бумаге подчинен федеральному минобразу, однако его деятельность де-факто всецело связана с региональной экономикой. И то самое письмо-поддержка кандидату в ректоры, представляемое от высшего регионального исполнительного органа власти для минобраза России – лишнее подтверждение.