Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Тамчинскому дацану «Даши Гандан Даржалин» исполня­ется 275 лет. Празднование этой значимой даты заплани­ровано на 16-17 сентября.

В рамках юбилейной даты в Се­ленгинском районе будет проведена научная конференция на тему «Вли­яние и значение Тамчинского дацана в общественно-культурной жизни России». В конференции примут уча­стие правительственные и научные организации федерального значения, ученые, общественные деятели и традиционные религиозные деяте­ли, а также работники образования и культуры различных государствен­ных учреждений. Конференция при­нимает статус международного уров­ня с количеством участников более 200 человек.

В качестве докладчиков выступят ученые, историки, краеве­ды, священнослужители и научные сотрудники, представители СМИ и общественных организации. Тема­тика пленарных выступлений опре­деляется в соответствии с основной темой. Все это будет проходить на площадке Дома культуры «Шахтер» г.Гусиноозерск 16 сентября.

Само празднование юбилея прой­дет 17 сентября на территории Там­чинского дацана и поселка Гусиное Озеро.

Оргкомитет под председатель­ством Светланы Бубеевой, замести­теля главы района по развитию сельских территорий, подытожил проделанную работу и наметил де­тальный план действий в ближайшее время, сообщает газета «Бурятия».

Основанный в 1741 году буддий­ским священником Лубсан Жинба Ахалдаевым Тамчинский дацан до сих пор продолжает свое служение во имя учения Будды во благо своего народа. Подчиняясь законам диалектики, кар­мической предопределенности, вза­имозависимости всего сущего дацан, как и всякий социальный институт, пережил время становления, расцве­та, упадка и опять же, следуя за коле­сом времени, - возрождения.

Время становления - когда великий сын Хатагинского рода Лубсан Жинба Ахалдаев и первые монахи монастыря в те далекие времена, осознавая исти­ну учения Будды, начали проповедь в Селенгинском районе.

Время расцвета - когда с 1809 года дацан являлся официальной резиден­цией главы буддистов России Пандито Хамбо ламы и насчитывал более 1000 служителей: в 19 храмах днем и ночью шли службы, велись философские дис­путы, врачевались физические и ду­шевные хвори, изготовлялись неверо­ятной красоты танка и скульптуры. Это и 78 персонажей, кружащихся в едином ритме танца Цам. Именно здесь, в Там­чинском дацане, государство, управля­емое царями-самодержцами, вело диа­лог с буддийской церковью.

Время упадка - когда в соборном храме Цогчен крепились нары для заключенных, строящих железную дорогу, белеющие от разлетевшихся страниц буддийского канона Ганджу­ур и Данджуур степи, сгорающие в безумном огне человеческого неис­товства фигурки резных бурханов - это было время создания новых богов и молитвы стали читать шепотом.

Время возрождения - когда в мо­розное ноябрьское утро 1990 года вереница машин из Иволгинского да­цана взяла курс на юго-запад в село Гусиное Озеро, в дацан, чтобы освя­тить начало нового цикла в истории древнего, легендарного, величествен­ного, судьбоносного Тамчинского да­цана.

История Тамчинского дацана - это важнейшая часть гражданской, духов­ной истории.