​Ловушка для Мошкина

"Новая Бурятия" о начавшихся в Улан-Удэ и Кырене судебных процессах по искам новоиспеченного ректора БГУ Николая Мошкина, которые грозят обернуться для самого истца серьезными потерями.
Происшествия |

"Новая Бурятия" о начавшихся в Улан-Удэ и Кырене судебных процессах по искам новоиспеченного ректора БГУ Николая Мошкина, которые грозят обернуться для самого истца серьезными потерями.

Напомним, что 7 июля 2016 года Николай Мошкин, к которому с легкой руки журналистов и экспертов из сетевого сообщества "Диссернет. орг" приклеилось звание "липового доктора", был приказом министра образования России Дмитрия Ливанова назначен, наконец-то, ректором Бурятского госуниверситета (БГУ). Произошло это после изматывающего, длившегося полтора года скандала, который в свое время стал причиной полноценного политического кризиса в Бурятии и репутационных провалов не только самого Мошкина, но и вставших на его защиту представителей власти.

Моральные страдания Мошкина

Не смогли без потерь выйти из этого кризиса и сам глава Бурятии Вячеслав Наговицын, и руководитель администрации главы и его "правая рука" Петр Носков, который, скорее всего, и был инициатором продвижения Мошкина на этот пост. Но больше всех пострадал экс-спикер Народного Хурала Бурятии Матвей Гершевич, которого взбунтовавшиеся депутаты отправили в отставку. Только за то, что незадачливый Гершевич неосторожно высказался на публике в том духе, что, мол, весь республиканский парламент поддерживает Вячеслава Наговицына, формально рекомендовавшего Минобрнауки России назначить Николая Мошкина и.о. ректора БГУ.

Сам Мошкин в течение всего этого времени вынужден был отбиваться от попыток сместить его с должности и.о ректора внутри нового для него коллектива БГУ и от обвинений в плагиате в его докторской диссертации. Кроме того, в прессе много и, возможно, обоснованно писали о том, что свое звание профессора и бывшую должность замминистра образования Бурятии Мошкин получил незаконно.

Высказывались также подозрения в том, что для получения поста и.о. ректора с видимой перспективой стать полноценным ректором "липовый доктор" Николай Мошкин дал взятку в размере 10 миллионов рублей федеральному чиновнику - Владимиру Голубовскому, руководителю департамента госслужбы, кадров и управления делами Минобрнауки России. Этим, возможно, и объяснялось то покровительство Мошкину со стороны тогдашнего министра образования России Дмитрия Ливанова и в целом его ведомства.

Все эти полтора года до момента достижения им вожделенной цели (стать ректором БГУ) ранимая душа Николая Мошкина страдала от оскорбительных, по его мнению, оценок журналистов и других наблюдателей. И вот долгожданный час настал и новоиспеченный ректор БГУ решил сполна отомстить им за свои обиды. Посчитав, по-видимому, что теперь никто уже не сможет лишить его ученой степени, профессорского звания и должности ректора.

Кто "недопрофессор"?!

11 июля, всего через четыре дня после своего назначения на пост ректора БГУ, Николай Мошкин обратился в Тункинский районный суд с жалобой на проживающего в поселке Аршан журналиста Аркадия Зарубина, который в апреле этого года в одном из постов в социальной сети Facebook назвал его, во-первых, "засланным казачком Ливанова - Голубовского - Носкова", и "недопрофессором", и, во-вторых, "плагиатором" и "фальшивым доктором наук".

на фото: Аркадий Зарубин в Тунке

По мнению истца, первые два выражения ("засланный казачок", "недопрофессор") являются "субъективным мнением ответчика, однако выраженным в оскорбительной форме", которое унижает "честь и достоинство" Мошкина. Два же других выражения ("плагиатор", "фальшивый доктор наук") ректор БГУ считает сведениями, которые не соответствуют действительности и порочат не только "честь и достоинство" Мошкина, но и его "деловую репутацию".

Мошкин просит суд признать эти выражения таковыми, обязать Аркадия Зарубина удалить их со своей страницы в Фейсбуке, взыскать с журналиста в свою пользу 100 тысяч рублей в компенсацию моральных страданий истца и 3,3 тыс. рублей за свои судебные издержки.

Оскорбительно не по форме, а по сути

Другой аналогичный иск был подан Мошкиным в Октябрьский районный суд Улан-Удэ ровно через месяц, 11 августа 2016 года. Направлен он против профессора БГУ, доктора физико-математических наук Валерия Архинчеева и Интернет-портала Asia Russia Daily (ARD), разместившего его "разоблачающее" Мошкина интервью. У них Мошкин тоже хочет отсудить по 100 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.

на фото: Валерий Архинчеев, профессор БГУ

В этом случае не лишенный пока ученой степени доктора наук и профессорского звания Николай Мошкин также просит суд признать "сведениями, не соответствующими действительности" и "порочащими честь, достоинство и деловую репутацию" несколько выражений в его адрес, высказанных Валерием Архинчеевым в интервью АРДу, опубликованном 12 мая 2016 года.

В этом интервью оппонент Мошкина Валерий Архинчеев сказал о том, что докторская диссертация Мошкина "на 64 % является плагиатом", что "звание профессора у Николая Мошкина тоже липовое" и что "через обман он (Мошкин - ред.) пришел к должности замминистра".

В отличие от своего первого иска (на Аркадия Зарубина) Николай Мошкин не усмотрел в высказываниях Валерия Архинчеева "оскорбительной формы", но настаивает на том, что они порочат его.

"Мстя" будет страшна

- Меня фактически обвиняют в нарушении действующего законодательства, краже чужой интеллектуальной собственности и ее использовании в моих научных работах, а также в мошенничестве с применением несуществующего научного звания с корыстными целями и иной заинтересованностью, к примеру - назначение на занимаемую должность, где одним из условий является наличие ученых званий и степеней, - пишет истец в одном из своих заявлений в суд.

Удастся ли Мошкину отомстить своим оппонентам, причинившим ему моральные страдания? И так ли крепки на самом деле позиции ректора БГУ?

Напомним, что он сегодня идет в суд, вооружившись своими дипломами, свидетельствующими о наличии у него на данный момент ученой степени доктора наук и звания профессора, а также решениями Диссертационного совета ВСГУТУ (того самого, где защищался Мошкин) и возглавляемого на тот момент Дмитрием Ливановым Минобрнауки России, которые в этом году уже отказались лишить Мошкина научных регалий.

На взгляд Мошкина этого вполне достаточно для того, чтобы отстоять в суде имеющиеся у него "честь и достоинство" и отомстить, наконец, обидчикам. А главное, получить на руки судебное решение, с помощью которого можно будет в будущем оградить себя от болезненных обвинений в плагиате на страницах прессы. Действительно, кому понравится, если тебя все, кому не лень невозбранно называют "плагиатором" и "липовым доктором"?

Ливанова и Голубовского ушли

Однако, по мнению оппонентов Мошкина, головокружение от успехов сыграло с ним злую шутку. И если самому Мошкину кажется, что он выбрал для своей мести самый подходящий момент, то на самом деле это далеко не так.

Во-первых, Мошкин явно не ожидал, что окажется одним из последних назначенных Дмитрием Ливановым ректоров вузов и что всего через неделю после подачи им второго иска в суд (на Валерия Архинчеева и информационное агентство АРД) его высокие покровители в Министерстве образования и науки России скоропостижно лишатся своих постов.

Как известно, уже 19 августа 2016 года Дмитрий Ливанов указом президента России Владимира Путина освобожден от должности министра образования, а пришедшая ему на смену Ольга Васильева уволила трех замов Ливанова. В том числе, Александра Климова, подписавшего несколько документов в поддержку Николая Мошкина. И самое главное, лишился своего поста и Владимир Голубовский, возглавлявший при Ливанове департамент госслужбы и кадров.

Сегодня члены сообщества "Диссернет.орг", "разоблачившие" в свое время Николая Мошкина и многих других в плагиате, надеются на то, что вслед за этими чиновниками уйдет и "армия ректоров-плагиаторов". И Мошкин - не единственный из ректоров вузов, которого серьезно подозревают в плагиаторстве.

на фото: Владимир Голубовский в БГУ

- Генерал Голубовский – это причина того, что 80 российских ректоров это плагиаторы и/или диссероделы (организаторы конвейера по производству "липовых" диссертаций - ред.). Практически все эти назначения прошли через него. Наиболее вопиющим назначением, к которому причастен Голубовский, стало недавнее назначение ректором Бурятского университета Мошкина, - считает один из соучредителей сетевого сообщества "Диссернет.орг" Андрей Заякин.

Таким образом, Николай Мошкин в одночасье лишился той мощной поддержки в федеральном министерстве, единственно благодаря которой ему и удавалось оставаться во главе первого вуза Бурятии. Эта трудно объяснимая позиция Ливанова и Голубовского, противоречащая общественным настроениям в республике, и стала поводом к появлению в публичной сфере подозрений в коррупционных связях этих чиновников с Мошкиным и его покровителями здесь.

И сегодня Николай Мошкин вряд ли найдет защиту в Минобрнауки России, куда уже вновь пошли запросы о лишении его профессорского звания, а также материалы о возможном нарушении им закона о госслужбе и наличии плагиата не только в его докторской диссертации, но и в одном из трех учебно-методических пособий, представленных им при получении профессорского звания.

Напомню, что опубликованы эти пособия были только в феврале 2014 года, то есть, почти через полгода после подачи Мошкиным документов (в том числе, списка литературы с указанием этих пособий) в Высшую аттестационную комиссию России и уже после того, как звание профессора было ему присвоено! То есть, он получил звание профессора в декабре 2013 года, а опубликованы эти работы через два месяца. Правда, защитники Мошкина утверждали, что пособия были опубликованы раньше почему-то "самиздатом"!

Сегодня Валерием Архинчеевым получен ответ от нового руководства Минобрнауки России о том, что они не могут начать рассматривать вопрос о лишении Мошкина звания профессора потому, что у них нет формального повода для таких действий, то есть, заявления об этом. Такие заявления в настоящий момент как раз и готовятся.

Не понял, куда попал

Не столь прочны позиции Николая Мошкина и в суде. Дело в том, что само наличие диплома доктора наук не является обстоятельством, исключающим обвинения его владельца в плагиате. Даже при том, что реально лишить Мошкина ученой степени доктора наук сегодня невозможно. По крайней мере, до изменения законодательства о порядке лишения ученых степеней в России. Поскольку истек трехлетний срок давности подачи такого заявления.

Тем не менее, само наличие плагиата вполне себе может быть установлено судом. Вне зависимости от того, истек или нет срок давности для подачи заявления о лишении кого-либо ученой степени.

- Для установления юридически значимого обстоятельства наличия плагиата суд вправе в судебном порядке дать оценку тексту диссертационного исследования Николая Мошкина, - считает журналист Аркадий Зарубин. - Назначить экспертизу суд может, опираясь на ряд предыдущих решений в Верховном суде России, в частности, на определение от 28 октября 2014 года и на судебную практику дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Таким образом, если Тункинский районный суд и Октябрьский суд в Улан-Удэ (или какой-то один из этих судов) удовлетворят ходатайство защиты о назначении судебной экспертизы текста диссертации Мошкина на наличие плагиата, то в руках у противников ректора БГУ может оказаться мощное оружие. А судебные иски Николая Мошкина против Аркадия Зарубина, Валерия Архинчеева и портала АРД могут оказаться хорошей ловушкой для него самого.

За репутацию не страшно?

Во-первых, множество интересных обстоятельств получения Мошкиным научных степеней и званий в ходе открытого судебного расследования вновь предстанут во всей своей красе на страницах прессы. Что вновь позволит противникам Мошкина на протяжении довольно длительного времени открыто глумиться над "липовым доктором" и "недопрофессором", доставляя ему все новые и новые моральные страдания.

Во-вторых, проведение судебной экспертизы текста докторской диссертации Николая Мошкина и сопоставление ее с предполагаемым "исходным" источником (кандидатской диссертацией его младшего коллеги Булата Дашиева) может фактически узаконить ставшие широко известными выводы экспертов "Диссернета", которые с помощью своего электронного сервиса пришли к тому, что работа нынешнего ректора БГУ содержит те самые 64 % некорректных заимствований. То есть, весьма вероятно, что больше чем, наполовину является списанной.

И если сегодня заключения экспертов "Диссернета" о плагиате Мошкина большинство судов запросто может признать "неприемлемыми доказательствами", то назначенная судом экспертиза, скорее всего, убедительно докажет наличие плагиата в работах Мошкина!

Так что, не исключено, что в ближайшие месяцы затихшая было тема "Мошкин и плагиат" разгорится в СМИ и социальных сетях с новой силой.

Кол-во просмотров: 1422

Поделиться новостью:


Поделиться: