22 сентября главной темой очередной сессии Народного Хурала РБ стало исполнение республиканского бюджета за 2015 год и оптимизация параметров текущего бюджета. Министру финансов Бурятии Игорю Шутенкову пришлось буквально отчитываться перед недовольными парламентариями.

Упущенные миллиарды

В кратком виде приведем доклад министра финансов об исполнении бюджета-2015, а также замечания Счетной палаты РБ. Есть в докладе как положительные, так и отрицательные моменты.

Доходы республиканского бюджета за 2015 год, принятые в размере 46,1 млрд рублей, в итоге превысили план на 1,4 млрд рублей. 22,2 млрд рублей пришлось на налоговые и неналоговые поступления. В основном это произошло благодаря сверхприбыли Улан-Удэнского авиазавода. 24 млрд рублей пришлось на безвозмездные бюджетные поступления, то есть дотации, субсидии, субвенции и деньги из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Сверх плана из федерального бюджета Бурятия получила 173,7 млн рублей на поддержание сбалансированности бюджета республиканского. В то же время часть федеральных денег республика так и не получила. Например, 115 млн рублей – по ФЦП «Охрана озера Байкал», 53,8 млн рублей – на поддержку сельского хозяйства, 18,2 млн рублей –на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Бюджетные расходы составили 47,2 млрд рублей, что больше плана на 5 млрд рублей. 3,5 млрд рублей поступлений пришлось на федеральный бюджет. Дефицит бюджета составил лишь 1 млрд рублей – это 27% от планового показателя. Объем госдолга на 1 января 2016 достиг 10,1 млрд рублей. Была проведена работа по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета. В результате этого расходы были оптимизированы на 800 млн рублей, из которых 103 млн рублей пришлось на сферу госуправления.

Оптимизация расходов также произошла благодаря реструктуризации долгов и отказу от части коммерческих банковских кредитов в пользу кредитов бюджетных – с меньшим процентом по выплатам. К слову, большинство регионов России прибегло к реструктуризации долгов гораздо раньше 2015 года.

В то же время по сравнению с 2014 годом на 600 млн рублей выросла сумма неосвоенных средств, составив в итоге 2,1 млрд рублей. Большая часть этих денег – 41 % – пришлась на Минстрой РБ. Следующие в антирейтинге неэффективности – Минтранс РБ с 20%, далее Минприроды РБ с 6,7% и Минсоцзащиты с 6,3%.

Основная сумма – средства, предназначенные для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья – не была освоена по причине неготовности строительных площадок, отсутствия коммунальных сетей и инфраструктуры. 206 млн рублей не были израсходованы на реконструкцию дороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян»» в Баргузинском районе. Деньги не успели потратить, так как контракт был заключен слишком поздно – в конце ноября.

Деньги на поддержку бизнеса и сельского хозяйства не пришли из федерального бюджета по причине «отсутствия заявителя на получение господдержки». То есть в двух проблемных областях бурятской экономики, по мнению чиновников, никому не понадобилась федеральная помощь.

Неэффективность работы правительства РБ отметил и глава Счетной палаты республики Евгений Пегасов. По его словам, в 2014 году позднее поступление федеральных средств стало причиной неосвоения в 42% случаев, в 2015 подобная причина была выявлена только в 3,8% случаев. Депутат Народного Хурала РБ Сергей Пашинскй считает, что деньги не тратятся вовремя по причине позднего проведения конкурсов и аукционов. Если конкурс проводится летом, то времени на строительство просто не хватает.

Районные дела

Тема продолжилась обсуждением районных бюджетов в текущем году. Игорь Шутенков сообщил, что в местных бюджетах на начало 2016 года объем кредиторской задолженности составил 1 млрд 266 млн рублей и сократился на 45 млрд рублей по сравнению с показателями 2014 года. На 1 июля 2016 года кредиторская задолженность вновь выросла на 506 млн рублей, что лишний раз подтверждает непростую ситуацию с исполнением местных бюджетов.

Бюджетно-балансовой комиссией установлено что местные бюджеты не сбалансированы на 778 млн рублей. Для оказания помощи муниципалитетам правительство планирует продать гостиницу «Гэсэр». Предполагаемая выручка от продажи – 135 млн рублей – должна будет поддержать районные бюджеты.

По словам министра финансов, только пять районов республики самостоятельно оптимизировали свои расходы и сбалансировали бюджеты. Это Иволгинский, Кабанский, Кяхтинский, Тарбагатайский и г. Улан-Удэ. Таким образом, денег из республиканского бюджета на оптимизацию первоочередных расходов они получат меньше, чем остальные районы. Этот факт особенно возмутил депутатов.

– Получается, те районы, которые провели у себя работу по сбалансированности и вышли по нолям, оказались в проигрыше, в отличие от тех районов, которые эту работы проводили меньше. Мы наказываем инициативу многих глав, – высказался депутат Александр Попов.

Депутат Валерий Цыремпилов заявил, что в Кяхтинском районе «оптимизировать больше некого и нечего». По его словам, зарплаты работников соцучреждений довели до 3 тыс. рублей, и в результате такой оптимизации район получил почти в 5 раз меньше средств, чем соседний Бичурский район. На это министр финансов заметил, что деньги идут на проведение оптимизации бюджетов отстающих районов, имеющих более слабую инфраструктуру и бюджетные сети, чем эти пять районов.

Всегда готов!

Печальную черту под обсуждением бюджета подвел первый зампред правительства РБ Иннокентий Егоров. По его словам, бюджет 2017 года будет тяжелым и напряженным.

– Мы потеряли в прошлом году по сравнению с позапрошлым, в этом году – по сравнению с прошлым. Субсидии и субвенции уменьшаются, – заявил зампред.

Подобная тенденция имеет общероссийский характер. Сроки внесения бюджета России в Госдуму отложены на 1 ноября, на 7 дней увеличен срок рассмотрения. Народный Хурал вслед за федеральным парламентом так же перенес дату внесения бюджета на конец октября, самый поздний срок – 1 ноября.

Тревожные новости о том, что ждет регионы России в 2017 году, стали появляться в федеральной прессе еще летом. Так, СМИ сообщили, что правительство РФ планирует сократить поддержку регионов на 15,5%. В частности, это касается расходов на строительную и дорожную сферы. В Минфине Бурятии отметили, что объем межбюджетных трансфертов в субъекты РФ на плановый период 2017 – 2019 гг. еще неизвестен, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть информацию министерство не может. Отметим, что в 2015 году объем федеральных средств в поддержку развития строительного хозяйства составил 2/3 от общей суммы затраченных средств, в поддержку развития дорожного хозяйства – 1/3, что в целом составило свыше 3 млрд рублей.

Всё это заставляет поверить словам Иннокентия Егорова и, по сложившейся традиции, потуже затянуть пояса.