Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Сергей Дашиевич Санжиев родился 5 февраля 1917 года в селе Ноехон Селенгинского района Бурятской АССР в семье крестьянина-середняка, потомственного казака.

Ноехонские казаки

Ноехонские бурят-монголы со времен своего предводителя князя Ухин-тайши, прадеда Сергея Дашиевича, основателя села Ноехон в 17-ом веке, с первых лет присоединения бурятских земель к России верно служили Москве и в числе первых добровольно вошли в ряды бурятского казачества для охраны новой и ныне действующей тысячекилометровой государственной границы России с Монголией на территории Республики Бурятия.

Сельхозперепись начала XX века в Ноехоне Селенгинского района показывает, что ноехонские казаки жили в среднем достатке. Бурятские казаки, используя опыт десятков прикомандированных три века назад донских казаков, много работали на своих пшеничных, ржаных, гречишных и овсяных полях Селенгинской долины, а также на просторных сенокосах. На каждый двор и семью выращивали по 5-20 голов своих лошадей, коров, по 30-40 овец, десятки кур, успешно собирали урожаи овощей со своих огородов по 50-100 соток на двор. Ходили в тайгу на соболя, лис-чернобурок, на зиму отстреливали, заготавливали таёжную дичь, собирали кедровые орехи, бруснику, ежевику, черемуху, смородину, крыжовник, папоротник, грузди, белые грибы.

Постоянно тренировались в стрельбе из винтовок, в том числе и на охоте. Метали учебные гранаты, боролись, овладевали военными тайнами своих предков, свободным владением шашкой, пикой, ножами на коне и по-пластунски, приручали своих боевых коней, по графику служили в дозорах на границе…

С шести лет учились в дацанах, дуганах и у своих родственников-лам (они были в каждом селенгинском роду и в больших семьях) старомонгольской и тибетской письменности, учили наизусть, бережно хранили в шелковых тканях буддийские книги XVIII— XIX веков, отпечатанные на деревянных досках в десятках типографий бурятских дацанов.

Бабушка Ханда

Мама Сергея Дашиевича бабушка Ханда, 1878 года рождения, как и все ноехонские буряты того времени, умела читать и писать на старомонгольском и тибетском языках. Готовила завтрак, обед и ужин на всю семью. Аромат испеченного хлеба и бабушкиных лепешек вряд ли сравнится с нынешними деликатесами. Запомнились её крупные коралловые четки, с которыми она всегда читала буддийские мантры исцеления, долголетия, сострадания и успеха с большой скоростью произношения, замечая при этом, чем занимаемся мы, малышня, дети её дочери Цырен-Дулмы... Скромно одетая в синий шелковый халат, она была подстрижена наголо и всегда носила головной белый платок. Воспитывала своих детей — Сергея, Шадапа и Цырен-Дулму-Любу, мою маму в строгом соответствии с канонами буддийской педагогики, которые подробно изложены в 108-томном «Ганджуре» — своде буддийских сочинений и перепечатывались в ксилографической типографии соседнего Тамчинского дацана. Хорошо помню нашу строгую бабушку Ханду, худенькую, небольшого роста, всегда загорелую. Она приезжала к нам в Петропавловку Джидинского района в 1960 году, чтобы нянчить свою внучку Марину, мою младшую сестру. Мама тогда работала учительницей и не могла сидеть дома с новорожденной дочкой.

Ноехонская советская власть

Отец Сергея — Даши (Дашидондок) Санжиев был активистом ноехонского казачества, и в Центральном военно-историческом архиве РФ сохранились протоколы собраний от 3-го и 22 января 1920 года, где 48 ноехонских казаков, в том числе и он, Даши Санжиев, вся мужская часть казачьего села Ноехон (Жигмитовы, Санжиевы, Сайнцак Санжиев, Улымжиевы, Баирбиликтуевы, Будаевы, Дылыковы и многие другие), приняли, подписались, провозгласили на своём казачьем собрании народную власть Советов трудящихся России. Они создали Ноехонское советское общество, Ноехонский военно-революционный штаб и Особый продовольственный комитет (Из монографии профессора, доктора исторических наук Буянто Сайнцаковича Санжиева «Ноехон в далеком и близком прошлом (исторический очерк)» к 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 гг., издательство ОНЦ «Сибирь», редакционно-издательский отдел Иркутского госуниверситета, Иркутск — Улан-Удэ, 1995 г.)…

После успешного окончания Ноехонской средней школы Сергей Дашиевич Санжиев в 18 лет поступил в Кяхтинское педагогическое училище в 1935 году. Сразу же после окончания училища в августе 1937 года стал работать заведующим начальной школой в селе Енхор Селенгинского района. Затем по направлению руководства переехал в село Арбузово родного района преподавателем бурятского языка и литературы в средней школе.

Военные годы

В 1939 году Сергея Дашиевича призвали в Красную Армию на Дальний Восток, где в то время была напряженная военно-политическая обстановка на границе с Японией. Курсант отдельного учебного автобатальона в городе Ворошилов Уссурийской области, командир взвода 187-го артиллерийского полка, старший лейтенант — старший автотехник артиллерийского дивизиона 88-й артбригады резерва Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной Войны 1941 — 1945 годов.

Он воевал на Центральном, Воронежском, I и IIукраинских фронтах с июля 1943 до победного мая 1945 годов. Вместе с сотнями тысяч солдат и офицеров передовых частей Красной Армии дни и ночи рисковал жизнью, освобождал Европу — Румынию, Польшу, Чехословакию. Был несколько раз ранен.

Многочисленные шрамы от боевых ран на его теле я запомнил, когда однажды, в 1965 году, в бане дядя Сергей попросил меня, гостя-мальчишку, потереть мыльной мочалкой его спину… Я поразился тогда глубоким шрамам на его спине и ногах, на груди. Только спустя годы понял, что это следы осколочных ранений. Когда я спросил, что это за шрамы у него на теле и не больно ли ему сейчас, он помрачнел и сказал: «От войны с немцами остались, ничего, три мочалкой, только аккуратно»…

Запомнился его большой книжный шкаф в доме, наполненный русскими, бурятскими и монгольскими словарями, педагогическими сочинениями Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Крупской, Ленина, Маркса, Энгельса, Сухомлинского, книгами Батожабая, Намсараева, Дона, Даши Дамбаева, однотомником научных работ первого бурятского ученого из казачьего сословия Доржи Банзарова, томом пьес Шекспира, переведенного на бурятский язык. Книги из этого шкафа я залпом перечитывал на школьных каникулах несколько раз в течение 1963-67 годов. И добрая, умная, прозорливая и талантливая жена дяди Сергея тетя Зоя — Зоя Тогочиевна Будажапова, профессиональный библиотекарь, партийный работник 50-х годов, видя мой интерес к книгам, водила к себе на работу — в Новоселенгинскую библиотеку. Там мне открывался широчайший простор многих сотен интересных книг.

У Сергея Дашиевича было много военных наград, но он ежедневно носил только орден Красной Звезды, орденские планки. В одном из тех памятных жестоких сражений с фашистами, за участие в котором он был награжден, старший лейтенант Сергей Дашиевич был тяжело ранен, но сумел ночью быстро проехать из тыла, организованно доставить на автомобилях своего подразделения боеприпасы на передовую линию фронта под сплошным огнем фашистов, которые с особой жестокостью, отчаянием и упорством сопротивлялись, как он хорошо помнил, в Румынии, Польше, Чехословакии на подступах к гитлеровской Германии…

Преподаватель бурятского языка и литературы

После войны он вернулся на родину, в Бурятию. Лечился. Долго болели фронтовые раны. Только в 1948 году поступил на службу инструктором сельскохозяйственного отдела Бурятского обкома партии. Но в том же году занялся своей любимой работой — преподаванием бурятского языка и литературы в школах родного района. Выпускник Бурятского пединститута имени Доржи Банзарова 1955 года, он стал работать учителем родного языка и завучем Иройской семилетней школы, завучем и директором Поворотской семилетней школы, директором Гильбиринской семилетней школы и более 12-ти лет — преподавателем бурятского языка и литературы, директором Новоселенгинской школы-интерната.

За свои военные дела в борьбе с фашистами и трудовые успехи в сельской школе неоднократно награжден медалями и почетными грамотами СССР, России и Бурятии. Стройный, высокий, внимательный к собеседникам и детям, улыбчивый, остроумный и талантливый человек. Быстро становился лидером в любом обществе. Он всегда был душой коллектива или дружеской компании фронтовиков, земляков, учителей.

Вышел на пенсию по возрасту, да и фронтовые раны не позволяли полноценно работать в школе. Работал сторожем и хранителем музея декабристов Бестужевых в Новоселенгинске… Тихо и спокойно, вытерпев многолетнюю боль от фронтовых ран и потерь своих боевых друзей, ушел из этой жизни. Его до конца окружали любимая супруга Зоя Тогочиевна, сын, успешный инженер-строитель Даши-Доржи, и невестка-педагог Люба, а также любимые внучки.

Вспомним Сергея Дашиевича Санжиева

Один из тысяч отважных бурятских воинов-офицеров, один из миллионов победителей фашизма XX века.

Поклонимся ему и вспомним Сергея Дашиевича Санжиева — нашего земляка, достойного боевого офицера и сельского учителя, чтобы сегодня и завтра с нетленной этой памятью жить и работать дальше в XXI веке.

И каждый год 9 мая мы, дети и внуки фронтовиков, будем выходить в многомиллионном составе «Бессмертного полка» в Бурятии, России, по всему миру с портретами наших отцов, дедов, прадедов, матерей и бабушек. И на одном из портретов этого полка всегда будет фотография 1945 года Сергея Дашиевича Санжиева — молодого старшего лейтенанта, кавалера ордена Красной Звезды, учителя бурятского языка и литературы, многолетнего послевоенного директора сельских школ Селенгинского района Бурятии.